Спрос на решения ждет своего предложения

Стремление изменить существующее состояние к лучшему - одна из самых важных, если не важнейшая черта человеческой природы.
Но чтобы двигаться в желаемом направлении, необходимо иметь представление о хотя бы некоторых параметрах этого лучшего состояния.
В экономическом аспекте критерием лучшего до недавнего времени являлся показатель валового внутреннего продукта (ВВП) на душу населения.
С этим показателем было связано понятие "развитие страны", на которое должен был равняться весь мир, и дающее почву для многочисленных сравнений: "у нас так, а у них вот так".
Правомерность использования показателя ВВП на душу населения для линейного ранжирования стран была поставлена под сомнение, прежде всего, в самих США, сторонниками мощного научного направления - эволюционной теории.
Многими экспертами как на западе, так и в СНГ высказывалось мнение (сторонником которого является и автор статьи), что здесь имеет место политика двойных стандартов: в практике внутринациональной жизни США весомо учитывают выводы эволюционной теории, в то время как остальному миру навязываются, в основном, догмы монетаризма.
Приведем две основные причины некорректности использования показателя ВВП на душу населения.
В состав ВВП по существующей методологии входит добавленная стоимость всех предприятий, имеющих прибыль. По оценкам эволюционистов, львиную долю этой стоимости составляют услуги юридического сектора, являющегося важнейшей частью трансакционного сектора.
На современном этапе проблемой N1 развития любой страны выступает стремление трансакционного сектора активно расширять свою сферу за счет намеренного усложнения законодательного поля и усиления бюрократизации страны.
К сожалению, все это уже получило свое достаточно яркое отображение и в Армении, т.е. заимствование внешнего опыта идет, почему-то, прежде всего - по негативным аспектам. Достаточно обратиться к структуре абитуриентов, тяготеющих, в основном, к юриспруденции и экономике. Значительная часть из них осознанно стремиться не в сферу бизнеса, а на стык государства и бизнеса для получения доходов от паразитной нагрузки на последний.
Имеет смысл также проанализировать ситуацию с законодательным полем налогообложения бизнеса: усложняется оно или упрощается, и насколько стремится соответствовать реалиям Армении? Желательно периодически освещать в прессе оценку этого процесса со стороны самих предпринимателей. В целом это сводится к вопросу: в какой степени институциональное развитие ориентировано на раскрытие потенциала личности, а в какой - на создание комфортной среды для определенных групп?
Вторая причина некорректного использования показателя ВВП в том, что один и тот же объем ВВП может быть получен как за счет экспорта сырья, полуфабрикатов и т.д., так и за счет высоких технологий.
Наконец-то это поняли и у нас, и на самом высоком уровне - президентском, отметили, что высокие темпы ВВП за счет жилищного строительства - не повод для эйфории.
Вместе с тем опыт "развитых стран" без сомнения несет в себе определенную позитивную информацию.
В этой связи хотелось бы остановиться на макропоказателях, характеризующих уровень взаимосвязи личности и экономики и уровня эффективности отраслевой структуры и государственного воздействия.
1. Первый из них связан с показателем доли оплаты труда в ценах реализации. На макроуровне этот показатель коррелирует с отношением оплаты труда к валовому выпуску. К сожалению, в IFS отсутствуют данные о валовом выпуске по зарубежным странам и пришлось не очень корректно заменить его отношением оплаты труда к ВВП. Для Германии, Исландии, Франции, Турции этот показатель в 2004г. соответственно составил 50%, 52%, 51% и 25%.
Высокий уровень этого показателя свидетельствует о том, что оплата труда (а косвенно - и личность) выступает ценообразующим фактором.
Его значение для Армении - 40%, взято, по-видимому, из расчета средней зарплаты 65000 драм на 1.200.000 занятых, мягко говоря, не вызывает доверие. Есть все основания считать, что его уровень как минимум не лучше турецкого.
Понимание социально-экономической значимости этого показателя восходит ко временам великой депрессии 1929г. в США, когда из-за низкого уровня платежеспособного спроса населения емкость внутреннего рынка упала ниже критической отметки.
Администрация Ф.Рузвельта сумела довести до общественного сознания, что низкий уровень оплаты труда, вызванный эгоизмом экономической верхушки, самоубийственен для экономики в целом и в конечном счете - для самих предпринимателей.
Экономический аспект рассматриваемого показателя тесно переплетается с социальным: низкий уровень оплаты труда порождает развращенность экономических верхов, незаинтересованность в качественном труде у работающих, и в конечном счете создает напряженность в обществе и пессимизм в оценке будущего.
У рассматриваемого макропоказателя есть и другой не менее важный аспект, связанный с уровнем и структурой внутреннего спроса.
Сегодня можно считать общеизвестным тот факт, что внутреннее экономическое пространство находится под контролем относительно небольшого круга лиц, называемых олигархами.
Этот фактор плюс специфика современного национального менталитета - стремление минимально зависеть от своих, создают выталкивающую среду под влиянием которой создаются предприятия по договоренности с внешними деловыми кругами, обусловленными благоприятной политико-экономической конъюнктурой.
В результате определенную часть экономики можно представить, как отдельные технологические нитки, которые объединяет только общая инфраструктура: энергетика, транспорт, связь.
Эти предприятия чрезвычайно чувствительны к обусловившей их создание внешней конъюнктуре.
Однако именно нестабильность общемировой среды является сегодня по практически единодушному мнению экспертов ее важнейшим индикатором, характеристикой.
Это значит, что с высокой долей вероятности та или иная часть этих предприятий уже оказалась и будет оказываться в кризисной ситуации.
Решением здесь является не требование компенсировать внешние риски курсом национальной валюты, а продуманная государственная политика, направленная на создание предприятий, которые с одной стороны в достаточной мере связаны между собой, а с другой - идут в авангарде мирового спроса или формируют его (инновационная экономика).
2. Сравнительный межстрановый анализ макропоказателя отношения доходной части бюджета к ВВП (по данным 1998г. Германия - 31%, Франция - 40%, Армения - 16.7% (2005г)) позволяет определиться со следующими весьма важными аспектами экономической и общественной систем.
Первый аспект связан с уровнем стратегирования в обществе. Высокий уровень этого показателя означает, что значительная часть ВВП перераспределяется государством, исходя из определенных долговременных стратегических целей. В частности, это также означает, что на современном этапе создание новых перспективных направлений в экономике требует наличия централизованного органа, ответственного за стратегию развития, и эту миссию государство берет на себя.
Думать, что формирование этих направлений произойдет само собой, по законам рынка - и наивно, и опасно в современном жестко конкурирующем мире.
Второй аспект носит более опосредованный, но не менее важный характер.
Экономика любой страны функционирует в среде воздействия государства, оказывающего где стимулирующее, а где - сдерживающее влияние.
Эффективность экономики в решающей степени зависит от того, насколько структура этого воздействия соответствует текущим и перспективным общемировым тенденциям (на данном этапе - создание инновационной экономики) с одной стороны, и специфике человеческих и природных ресурсов - с другой.
Чем более адекватна структура государственного воздействия задачам развития, тем большее налоговое бремя может выдержать экономика.
Необходимым условием такого воздействия принято считать размежевание государства и бизнеса.
В Армении в результате сращивания государственного аппарата и бизнеса сложилась определенная патронажная отраслевая структура.
Если предположить, что государство внезапно стало нейтральным по отношению к бизнесу и решило довести этот показатель до уровня развитых стран, то существующая отраслевая структура просто не выдержит этой нагрузки из-за своей недостаточной эффективности, которая, в основном, базируется на ценовом беспределе в условиях монополизированности рынков и государственного патронажа.
Все вышесказанное оказывает свое влияние и на денежную систему. Выполняемые деньгами функции можно сформулировать как платежно-расчетную, сбережений и меры. Последняя функция через соотношение цен выражает соотношение полезностей (потребительской стоимости) и затратами (стоимостью) для различных товаров и услуг по отношению друг к другу.
Теоретический спор, что первичнее - субъективная полезность или объективная стоимость, суммировал в свое время известнейший экономист А.Маршалл, сравнив их с двумя частями ножниц - одно предполагает другое.
Полное расстройство денежной системы означает, что под угрозой все три функции. Такое может произойти, например, в условиях гиперинфляции.
Возможен, однако, вариант, когда под угрозу попадает вначале третья функция - меры, которая наиболее чувствительна к экономической структуре. Такая ситуация возникает, например, в условиях монополизированности рынков и неадекватного государственного патронажа, как это имеет место в Армении. В этом случае соотношение цен слабо связано и с полезностью, и с затратами. Если такая ситуация продлиться достаточно долго, то под угрозой неизбежно окажутся и остальные функции.
Это в свою очередь снижает ресурс денежно-кредитной политики.
Вообще в условиях искривленной экономики упование только на монетарные рычаги опасно, особенно в случае их форсированного использования.
Денежно-кредитная политика - действительно мощный рычаг, но не настолько, чтобы исправить структуру сращенной государственно-экономической системы.
Отдельно хотелось бы остановиться на следующем психологическом феномене.
Оставляя в стороне фактор компетентности авторов многочисленных публикаций с рецептами спасения отечества, хочется задать вопрос: кому они адресованы?
Создается ощущение, что неявно ставится задача наполнения некоего информационного поля попутно с выпусканием "пара": авторы как бы выполняют свой долг перед Родиной и, испытывая зуд деятельности, обращаются к рычагам, лежащим на поверхности - денежно-кредитной политике.
Вместе с тем даже безадресное (имеется в виду умалчивание того, кто это может и заинтересован делать), но объективное, содержательное наполнение информационного поля имеет смысл, т.к. создает определенный общественный спрос, который рано или поздно найдет свое предложение.
Это предложение так или иначе будет связано с созданием организационного потенциала, ориентированного на решение национальных задач. С этой целью будет необходимо связать в единое целое сверху вниз отдельные фрагменты тех уже действующих организационных ресурсов, которые готовы взять на себя миссию решения стратегических национальных задач.
Возврат к списку
Другие материалы автора
- ПОЛИТИКО-ФИНАНСОВЫЙ АНАЛИЗ ВЛИЯЮЩИХ НА АРМЕНИЮ ПРОЦЕССОВ НА ГЛОБАЛЬНОМ И РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЯХ[11.04.2012]
- КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ ЗАПАДНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ ЛИДЕРАМИ ЕЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ЭЛИТЫ[23.11.2011]
- ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ И ИХ ГЛОБАЛЬНЫЕ И ЛОКАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ (посткризисные экономические теории)[24.06.2010]
- ЧЕЛОВЕК И НАЦИЯ В КОНТЕКСТЕ ОСНОВНОГО ПРОТИВОРЕЧИЯ РАЗВИТИЯ[17.02.2010]
- КОНСТРУИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ. ВЛАСТЬ И ЭЛИТА[28.07.2009]
- КОНЦЕПЦИЯ СОЗДАНИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ГОСУДАРСТВА В АРМЕНИИ [27.05.2009]
- СТРАТЕГИЯ ВЫХОДА ИЗ КРИЗИСА [11.03.2009]
- УПРАВЛЕНИЕ НАУЧНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ. РОССИЯ, КАЗАХСТАН – ОПЫТ СОЧЕТАНИЯ СОВЕТСКОЙ И ЗАПАДНЫХ МОДЕЛЕЙ[25.02.2008]