• am
  • ru
  • en
Версия для печати
11.03.2009

СТРАТЕГИЯ ВЫХОДА ИЗ КРИЗИСА

   

Игорь Багирян

1. Современная ситуация запрограммирована прошлым

Поискам выхода из любой ситуации должно предшествовать, по-видимому, максимально полное осмысление, осознание самой ситуации. В противном случае найденный выход окажется путем в очередной тупик.

В этом контексте чрезвычайно важно осознать, что текущая ситуация является для Армении возвращением по спирали к ситуации на момент создания независимой республики.

Для выхода из тогдашнего политического и экономического кризиса были приняты решения, основанные на фантастических, полностью искаженных представлениях о западной экономике. Хотя уже подобный обобщенный подход является грубой ошибкой.

Примитивный вульгарный экстремизм в мышлении изначально отвергает поиски «золотой середины» – оптимума между планированием и либерализацией, формы и степень сочетания которых и определяли содержание всех моделей экономики.

Несмотря на смены политической и экономической властей, общий курс в сфере экономики остался практически неизменным.

Все более или менее значимые изменения были связаны с внешнеполитическим курсом и корректировками в составе олигархов.

В результате в области экономики и кадровой политики остались скрытые мины, которые ждали своего часа, чтобы взорваться. Однажды этот час должен быль настать, и он настал. В этом смысле кризис – всего лишь детонация уже заложенных мин.

2. Направления выхода из кризиса – радикальное разрешение фундаментальных ошибок прошлого

Прежде всего, необходимо исходить из следующего. Кризис по своей сути является чрезвычайной ситуацией. Это должно дать правительству психологическую и правовую основу для принятия нетривиальных радикальных решений.

Направления выхода из кризиса должны определяться необходимостью радикального устранения фундаментальных ошибок прошлого.

Первое направление связано с сельским хозяйством.

Существующая мелкособственническая основа сельского хозяйства выступает основным тормозом его развития. Она не позволяет использовать современные интенсивные способы хозяйствования.

Сельское хозяйство Армении стоит перед жесткой необходимостью радикальной реформы, цель которой – укрупнение хозяйств для повышения их эффективности.

В этом вопросе чрезвычайно важен социальный аспект – форма собственности вновь формируемых хозяйств. Недопустимо, чтобы реформа привела к удалению из сельского хозяйства больших масс людей.

Необходимо тщательно, с учетом специфики каждого региона, определить оптимальное соотношение между коллективными и индивидуальными формами хозяйствования.

Второй весьма важный аспект реформы сельского хозяйства должен быть связан с его инфраструктурой.

Суть подхода можно выразить железным правилом: инфраструктура для крестьянина, а не наоборот. Речь идет, в частности, о формах и уровне оплаты за орошение, использование техники, консультаций.

Необходимо поставить под жесткий контроль торгово-закупочные структуры с тем, чтобы приращение цен от крестьянина до рынка не превышало 15-20%.

Отдельным, весьма важным фактором, сдерживающим экспорт, является сертификация в соответствии с европейскими стандартами. Одним из вариантов решения может быть организация филиала известного европейского центра сертификации.

В вопросе сельского хозяйства государство и партия, выдвигающая на пост министра своего человека, должны заключить договор, предусматривающий проведение четко очерченной реформы и уровни ответственности сторон.

Второе направление связано с фундаментальной наукой.

Во всех более или менее цивилизованных странах принято вполне логичное правило: в кризисных ситуациях обращение к интеллектуальному потенциалу страны.

Академическая наука выступает организованной формой национального интеллектуального потенциала.

Он не был задействован в начале независимости, когда его уровень был довольно высок.

Его существенно снизившийся уровень ни в коем случае не должен служить поводом или причиной игнорирования его в сегодняшней ситуации.

Правительство в этом смысле должно выступить организующим фактором.

В сложившейся кризисной ситуации академические институты ни в коем случае не лишаются своего академического статуса и базисного финансирования.

Вместе с тем, чрезвычайность ситуации диктует максимальную интенсификацию прикладного аспекта, формирование и усиление связей с бизнесом.

От каждого института, в соответствии с его специализацией, правительство может потребовать программу создания малых наукоемких производств, расширяющих возможности крупного бизнеса.

Третье направление связано с рычагами воздействия правительства на стратегических собственников (молибден, медь, химия, энергетика, транспорт).

В условиях чрезвычайной, социально опасной ситуации необходимо иметь правовую основу для пресечения реакции собственников исключительно в форме свертывания производства.

Собственник в лице назначенного управленца должен быть ориентирован на поиск компромиссных решений, в том числе – создание новых производств. В противном случае правительство должно оставить за собой право замены собственника или выкупа по существующей, низкой рыночной цене.

Четвертое направление – социальное, является ключевым.

Как это ни парадоксально (конечно, на первый взгляд), именно в ситуации кризиса необходимо усиливать социальную защищенность. В противном случае недовольство граждан может выйти из-под контроля. В России, например, совсем недавно приняли решение в течение года увеличить пенсии до прожиточного минимума.

В ситуации, когда социальная защищенность и инфляция очевидно противоречат друг другу, выбор надо делать в пользу первой, естественно, удерживая инфляцию в разумных пределах.

Необходимо под эгидой правительства сформировать договор о социальном согласии, включающий недопустимость повышения цен со стороны крупных монополистов рынка.

Пятое направление связано с интенсификацией финансового и интеллектуального потенциала банковской системы.

На мой взгляд, кризис поставил под серьезное сомнение исключительность корпоративного фондового рынка как инструмента для участия сбережений населения в бизнес-деятельности и вложений нерезидентов. Модель фондового рынка должна носить предельно контролируемый характер, исключающий спекулятивные колебания. Одновременно необходимо активизировать поиск альтернативных фондовому рынку вариантов.

Центральный банк является едва ли не монопольным центром идеологии и практики финансовой безопасности и обладает наибольшим потенциалом в аспекте идеологии экономической безопасности.

Но для этого Центральный банк должен стать полноценным независимым партнером правительства, в смысле наличия полноценного потенциала экономического анализа.

В заключение хочу отметить следующее. В прессе часто приводят высказывания о том, что кризис можно использовать во благо. Это, конечно, так, но только в том случае, если с учетом экстремальной ситуации быстро и эффективно будут устранены фундаментальные ошибки прошлого.

11.02.2009г.


Возврат к списку
Другие материалы автора