
ИНТЕРЕСЫ НАТО НА ЗАПАДНОМ ФЛАНГЕ ПОСТСОВЕТСКОГО ПРОСТРАНСТВА
РЕЗЮМЕ
1. Взаимоотношения между НАТО и постсоветскими государствами представляют собой один из ключевых элементов архитектуры безопасности на евразийском пространстве. Тем не менее деградация диалога между Россией и Североатлантическим Альянсом, начавшаяся еще до украинского кризиса, усилилась после 2014 г. Как следствие, НАТО активизировала свою деятельность на постсоветском пространстве, включая взаимодействие с Беларусью, Украиной, Молдовой, Грузией, Арменией и Азербайджаном.
2. Интересы НАТО на западном фланге постсоветского пространства во многом определяются восприятием России как военно-политического соперника в регионе. Укрепление стратегического взаимодействия НАТО и постсоветских государств видится важнейшей предпосылкой снижения влияния Москвы на пространстве бывшего Советского Союза, хотя взаимоотношения с этими странами имеют собственную динамику и не определяются исключительно противостоянием России и Запада.
3. В настоящее время невозможно говорить о том, что Альянс проводит уни-версальную линию по выстраиванию сотрудничества с Беларусью, Украиной, Молдовой, республиками Закавказья. Фактически речь идет о различных моделях отношений, которые зависят от уровня конфронтации России и НАТО на том или ином направлении (конфликт в Донбассе, ситуация в Приднестровье, Абхазии, Южной Осетии, Нагорном Карабахе), стратегической значимости Киева, Кишинева, Тбилиси для интересов Альянса, настроений внутри национальных элит в самих постсоветских республиках.
4. Сегодня НАТО видит в Украине ключевую страну постсоветского пространства, сдерживающую доминирование Москвы на территории бывшего Советского Союза. Данное обстоятельство предопределило интенсификацию взаимодействия НАТО и США с Украиной в военной сфере после 2014 г. Подобное партнерство находит поддержку на Украине не только на уровне элит. По сравнению с 2013 годом значительно увеличилось число украинских граждан, которые видят будущее своей страны в союзе с НАТО, хотя перевес этих голосов незначителен.
5. С начала локального конфликта на юго-востоке Украины существенно изменились ситуация в сфере региональной безопасности для Беларуси как военно-политического союзника России. В деятельности НАТО стало более выраженным стремление по укреплению военной силой участков, прилегающих к государственной границе России и Беларуси со стороны Литвы, Латвии, Эстонии и Польши. Параллельно с размещением воинских контингентов активизировалась пропагандистская машина, призванная обеспечить информационную поддержку планам НАТО в регионе. Так, в рамках этой деятельности на протяжении всего 2017 года проводилась активная информационная кампания по дискредитации плановых и открытых для иностранных наблюдателей учений «Запад-2017», которые полностью вписываются в рамки задач единой группировки войск, созданной для защиты Союзного государства России и Беларуси на западном направлении, имеют оборонительный характер и не угрожают безопасности иностранных государств.
6. Для НАТО ситуация в Молдове – это продолжение конфликта на Украине. Именно в этом контексте следует рассматривать активизацию усилий Альянса на молдавском направлении в последние годы. В свою очередь, Москва в настоящее время видит свой основной приоритет в сохранении своей ключевой роли в урегулировании приднестровского конфликта и в предотвращении его «разморозки» в условиях, когда наиболее вероятным сценарием развития приднестровского конфликта является постепенное расшатывание статус-кво.
7. Приоритетным партнером Североатлантического Альянса в Закавказье остается Грузия. Для Тбилиси евроатлантическая интеграция на сегодняшний день – это консенсус между властью и парламентской оппозицией. При этом Грузия в отличие от Украины не заинтересована в военном реванше против отколовшихся регионов страны. Наиболее опасной точкой региона, где возможны эскалация и даже возобновление военных действий, остается Нагор-ный Карабах, несмотря на то, что данный конфликт не является проблемой, где интересы НАТО и России жестко противостоят друг другу.
8. Отношения с Североатлантическим Альянсом – важный фактор для Укра-ины, Молдовы и закавказских государств, с оглядкой на который формиру-ются приоритеты национально-государственного строительства, а достижение стратегической цели – восстановления территориальной целостности – напрямую связывается с успехом (или провалом) интеграции в НАТО.
9. Помимо отношений по линии страна – военно-политический блок существуют особые приоритеты в выстраивании взаимодействия между отдель-ными постсоветскими республиками и государствами – членами НАТО (Укра-ина – Турция, Украина – США, Молдова – Румыния, США – Грузия). Это дву-стороннее сотрудничество также вносит значительный вклад в укрепление пронатовского вектора украинского, молдавского или грузинского внешнепо-литического курса. Более того, при отсутствии внутри Альянса консенсуса по поводу скорого принятия в его ряды Украины, Грузии и Молдовы именно дву-сторонние отношения выступают для Киева, Тбилиси и Кишинева в роли свое-образного компенсаторного механизма. В них видят противовес российским устремлениям и инструмент укрепления национальной безопасности постсо-ветских государств.
10. Наиболее опасными точками противостояния России и НАТО в регионе остаются конфликты на Донбассе и в Приднестровье. Тем не менее однознач-ная военная поддержка Западом Украины на сегодняшний день маловероятна. НАТО и США сделали ставку на санкционные механизмы и «удушение» Рос-сии с их помощью, чтобы впоследствии добиться нужных результатов по Донбассу и Крыму. Не просматривается возможных компромиссов между Россией и НАТО в сложившейся ситуации и по вопросу Приднестровья – Москва не будет делать уступки на этом направлении, не получив для себя твердых гарантий, западные страны, в свою очередь, не готовы обсуждать вопрос о каких-либо гарантиях для Москвы.
ИНТЕРЕСЫ НАТО НА ЗАПАДНОМ ФЛАНГЕ ПОСТСОВЕТСКОГО ПРОСТРАНСТВА (5.93 MB)
Возврат к списку
Другие материалы автора
- ГРАНЬ МЕЖДУ ВОЙНОЙ И МИРОМ ОЧЕНЬ ТОНКАЯ[02.06.2020]
- ЗАКАВКАЗСКИЙ СТАТУС-КВО В 2018 ГОДУ: ЖДАТЬ ЛИ «РАЗМОРОЗКИ» КОНФЛИКТОВ?[23.01.2018]
- НАГОРНЫЙ КАРАБАХ — 2018: ВОЙНА, МИР ИЛИ БАЛАНСИРОВАНИЕ НА ГРАНИ?[18.01.2018]
- ЗАКАВКАЗСКИЙ "ДРЕЙФ": ОТ ПЕРЕСТАНОВОК В АРМЕНИИ ДО МЕХРИБАН АЛИЕВОЙ И КАРАБАХА[25.12.2017]
- МЕЧ ТЕРРОРИЗМА НАД ГРУЗИЕЙ[01.12.2017]
- ПОБЕДА «И – И». КАК АРМЕНИИ УДАЕТСЯ СОВМЕЩАТЬ ЕВРОПЕЙСКУЮ И ЕВРАЗИЙСКУЮ ИНТЕГРАЦИЮ[29.11.2017]
- «БОЛЬШОЙ ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЙ СДЕЛКИ» МЕЖДУ МОСКВОЙ И АНКАРОЙ НЕ БУДЕТ[24.11.2017]
- ПОСЛЕДНИЙ ДОВОД. ЧЕМ ОПАСНЫ АБХАЗИЯ И ЮЖНАЯ ОСЕТИЯ ДЛЯ КОНФРОНТАЦИИ РОССИИ И ЗАПАДА[03.11.2017]
- КАК СПАСТИ ЧЕРНОМОРСКУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ[01.11.2017]
- СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ: «АХИЛЛЕСОВА ПЯТА» ИЛИ ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕСУРС?[17.10.2017]