
НЕЗАВИСИМОСТЬ, НЕУЯЗВИМОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ ЭНЕРГОСИСТЕМЫ
- эти три “энерго-кита” гарантируют Армении развитие возобновляемой энергетики
В последнее время много говорится о возобновляемой энергетике. На телеэкранах то и дело крупным планом обозначаются ветряки, специалисты с упоением рассказывают и о перспективности солнечной энергетики. Однако в Армении, в отличие от европейских стран, пока не заметно “лесов” из ВЭЛ, да и солнечными коллекторами могут похвастать разве что отдельные сооружения, пустившие энергию светила во благо собственного бизнеса. С точки зрения обывателя — корреспондент “НВ” опросила немало ереванцев на предмет осведомленности относительно так называемых альтернативных источников энергии, — страна в этом отношении заметно отстала от цивилизованного мира. Насколько справедливо общественное мнение — этот вопрос “НВ” адресовало координатору проекта Всемирного банка по развитию возобновляемой энергетики Армении Ара МАРДЖАНЯНУ.
- Это мнение далеко от истины. Начиная с 2007-го в Армении довольно активную деятельность развернул Фонд возобновляемой энергетики и энергосбережений. “Доля” участия в нем Всемирного банка составила 70%, правительства Армении — 30%. Финансовая подпитка со стороны ВБ оказалась довольно внушительной — было выделено 3 млн грантовых средств и 5 млн долларов в качестве кредита, предоставленного на довольно льготных условиях. Кроме того, семейный фонд “Кафесджян” предоставил в качестве кредита 3 млн долларов, а Европейский банк реконструкции и развития выделил еще 7 млн долларов. В общей сложности кредитная компонента программы составила 15 млн долларов! Результаты оказались адекватными затратам: в частности, удалось построить 26 малых гидростанций, суммарная мощность коих 43 МВт. Сейчас многие из них находятся в эксплуатации. А суммарная выработка всех малых ГЭС в Армении составляет порядка 5-6% от суммарной годовой выработки электроэнергии в республике. А это очень высокий показатель. Он выше аналогичного показателя любой страны региона, включая Турцию, Иран и Россию. Не случайно, что с точки зрения ВБ и правительства республики развитие малой гидроэнергетики в Армении считается примером регионального успеха!
- Все это замечательно. Но что насчет тех же ветряков и солнечных батарей, где они?
- Ни ветряная, ни солнечная энергетика не оставлены без внимания. Но отчего вы не упомянули иные направления: скажем, производство биотоплива, в частности биоэтанола, геотермальную энергетику, основанную на энергии недр, технологию тепловых насосов, обогревающих или охлаждающих помещения за счет разности температуры на поверхности земли и под ней? Все это тоже области возобновляемой энергетики, фундаментальные исследования коих, оценка потенциала их развития, проведение исследования по конкретным технологиям были осуществлены благодаря грантовым средствам. Было выполнено 20 отдельных проектов, в коих приняло участие 124 ведущих экспертов мира — помимо отечественных ученых мужей, над ними трудились довольно известные специалисты США, Германии, Швеции, Швейцарии, России и Франции. И трудились не зря.
В частности, оценивая потенциал развития всей области солнечной фотовольтарической энергетики, начиная с сырья и заканчивая готовой продукцией — солнечными панелями, — выяснилось, что Армения располагает запасами отменного сырья. Речь о чистых кварцитах, чистоту коих можно доводить не только до солнечного уровня. А даже до более высшего уровня — сверхчистого кремния, применяемого во всей компьютерной и электронной технике. Были рассмотрены 24 отдельных технологических цикла, был выбран наиболее перспективный для Армении цикл производства солнечных элементов на основе кремния — так называемая “siemens-технология”. Специалисты оценили также потенциалы существующих заводов. Оказалось, что есть возможность организовать производство фотовольтарических элементов с суммарной годовой выработкой порядка 150 МВт. Это достаточно внушительная цифра! Ну а после оценки объемов инвестиций и этапности выполнения проекта эксперты сошлись во мнении — речь идет о создании в нашей стране новой отрасли индустрии, от горнодобывающей до маркетинга и продажи солнечных панелей.
Большое исследование было проведено и в области производства биотоплива. Для Армении, на протяжении вот уже 10 лет пребывающей в 100%-ной зависимости от ввоза моторного топлива, это было весьма актуально. Результаты порадовали: страна может производить биоэтанол, причем в немалых объемах. Речь о хорошо нам знакомом спирте или этаноле, получаемом путем переработки тех или иных растений или отходов сельского хозяйства. Биоэтанол можно смешивать с бензином без ущерба для автомобиля. Более того — замещение части бензина даже способно привести к повышению его октанового числа, то есть качества. Так вот, оказалось, что в республике ежегодно можно производить 30 тысяч тонн биоэтанола в год. Причем, основываясь на технологию первого поколения — используя этанолсодержащие растения, к примеру, топинамбур (известный нам как “гетнахндзор”). Но и этого будет достаточно, чтобы заместить 10% всего объема бензина, ввозимого в Армению. Если же пустить в ход технологию второго поколения — позволяющую использовать абсолютно любые отходы, содержащие целлюлозу (солому, листья, сучья, бумагу), — то выработку можно будет довести уже до 100 тысяч тонн в год. При этом 50 тысяч тонн может быть потреблено в Армении, остальное экспортировано. Биоэтанол, как правило, ввозят страны, испытывающие нужду в бензине. Ну а у нас такие соседи есть — это, в первую очередь, Иран. И, конечно, Грузия. Бизнес довольно выгодный — его прибыльность, можно сказать, равняется прибыльности бензина.
- Того гляди, и предприниматели ринутся в него, переориентировав все сельхозугодья исключительно на топинамбур. В итоге ездить будет на чем, а вот есть будет нечего?
- Доля истины тут есть. Были прецеденты, когда многие плантации и сельхозугодья переориентировали под биотопливное сырье, что привело к росту цен на сахар, сою и иные продукты питания. Именно поэтому мы заложили несколько фундаментальных требований, которой должна отличаться любая организация производства биоэтанола в Армении. Первое — не должны использоваться плодородные земли Араратской долины. А лишь высокогорные неирригируемые земли. Что вполне приемлемо, поскольку биоэтанольные культуры (топинамбур, кормовая кукуруза) весьма неприхотливы. Второе — посев этих культур не должен нарушать баланс флоры конкретного региона. “Биоэтанольные” культуры растут довольно агрессивно, и были случаи, когда с их стороны начинался неконтролируемый захват земель. Так что пустить корни в армянские земли, согласно второму условию, должны только эндемики.
- А чему были посвящены остальные исследования. Неужели возобновляемых источников энергии в Армении так много?
- К счастью, да. Три проекта, посвященные развитию гидроэнергетики, показали, что в Армении могут быть построены порядка 130 новых малых ГЭС, причем более эффективных. Изучался и оценивался потенциал строительства гидроаккумуляционной станции, использующей энергию воды и работающей в двух режимах — когда в системе есть излишек электроэнергии, она загоняет воду в верхний резервуар, когда наблюдается ее дефицит, использует эту воду и вырабатывает электроэнергию. По сути, ГАЭС работает как своеобразный выравниватель графика нагрузки общей армянской энергосистемы. Это очень перспективная, бурно развивающаяся отрасль гидроэнергетики. Благо в рамках проекта выяснилось — в Армении можно иметь ГАЭС мощностью порядка 250-300 МВт! Кроме того, была “прозондирована” почва на предмет использования геотермальной энергии — уникальные исследования были проведены на площадках Гридзор, Каркар, Джермахпюр (Гегаркуникский и Сюникские марзы)...
Конечно же, была взята в разработку и сфера ветроэнергетики. Десять лет назад Армения была абсолютным лидером по ветроэнергетике в регионе. Это была первая страна на Южном Кавказе, для которой был создан ветроэнергетический атлас задолго до того, как аналогичные атласы появились в Грузии, Азербайджане Турции, Иране и России. В 2005-м у нас была построена первая ВЭЛ — Лори-1. Установка, сооруженная на Пушкинском перевале с суммарной установленной мощностью 2,6 МВт, появилась благодаря гранту Исламской республики Иран. Это была первая ВЭЛ на Южном Кавказе, которая успешно эксплуатируется по сей день. Но! Если в области малой гидроэнергетики мы говорим о региональном успехе Армении, сказать то же по ветроэнергетике, увы, не можем.
Успеху в сфере малых ГЭС мы обязаны созданию благоприятного законодательства, предоставляющего “поощрительные” тарифы на закуп электроэнергии, гарантии рынка. Что привело к результату: мелкий и средний бизнес ринулся в отрасль. Что до ветроэнергетики, то нынешний электротариф не способствует ее развитию. Он должен быть как минимум на 25-30% выше существующего — речь о порядка 37-40 драмах за кВт/ч, способных обеспечить рентабельность ветряного бизнеса. Кроме этого, не достает также законодательных и таможенных льгот. Не мудрено, что за последние 5-6 лет в этой сфере ничего прорывного не произошло. Тем не менее кое-какие исследования идут — в частности, проведены мониторинговые исследования на Карахачском перевале. Потенциал на Карахачском плато, где уже в этом году должны были начаться стройработы, довольно серьезен — порядка 250-300 МВт установленной мощности. Армяно-итальянская частная компания уже получила лицензию на строительство, выбраны типы ветряков, прояснена топография сооружения станции и прочее.
- Проект Всемирного банка завершается в этом месяце, вы считаете, он выполнен на все сто?
- Это не мое личное, а общее мнение — он выполнен достаточно успешно. Хотя есть направления, где ожидался больший успех, но в силу ряда причин мы его не зафиксировали. Два проекта были связаны с реализацией Дебедского каскада. Известно, что, помимо двух каскадов, на реках Раздан и Воротан еще в советские годы планировался и третий, на реке Дебед. После распада Союза идея канула в Лету. В рамках же нашего проекта предполагалось в некоторой степени его реанимировать. Была проведена масса исследований, в частности по Лорибердской и Шнохской ГЭС (каждая из них порядка 60-70 МВт). Но на уровень технико-экономического обоснования и строительства мы не вышли. Хотя, думаю, все поправимо. Армения непременно должна отстроить Дебедский каскад, что со стратегической точки зрения, с точки зрения повышения энергонезависимости, энергобезопасности для Армении — необходимость.
- Да, но есть мнение, что ныне в Армении есть излишек выработки энергии. Так в чем смысл развивать, да еще по стольким направлениям, возобновляемую энергетику? Или столь пристальное внимание к сфере можно расценивать как возможный отказ в будущем от АЭС? Так, как это произошло недавно в Германии?
- Когда мы говорим энергетика, то подразумеваем три большие области — собственно электроэнергетику, теплоэнергетику и то, что связано с сжиганием моторного топлива, то бишь с транспортом. Так вот — атомная станция может решать вопросы только в электроэнергетике, а в транспорте и “тепле” — отнюдь. Биотопливо решит вопросы в сфере транспорта, солнечная энергетика “разберется” с теплом, горячим водоснабжением. Как говорится, каждому источнику — свое. Что же касается намерения руководства Германии отказаться от атомной энергии, то не вдавясь в детали и анализ ситуации, скажу следующее. Возобновляемая энергетика, как элемент “большой” энергетики, никогда не сможет заменить атомную. Особенно в тех странах, где либо очень высокие темпы экономического и демографического роста, либо там, где она уже имеет очень высокую планку. Что до Германии, то в начале года канцлер Ангела Меркель выступила с заявлением, что страна никогда не сможет отказаться от АЭС, должна базироваться на атомной энергетике. И даже объявила 10-летие развития этой сферы. Но произошла авария в Японии, начались определенные политические процессы внутри Германии. И Меркель, пытаясь смягчить потерю власти христианскими демократами, пошла на столь кардинальный шаг. На мой взгляд, шаг временный.
Что касается Армении и возможности отказа от АЭС — это отдельный и очень большой вопрос. Одно лишь могу сказать однозначно: развитие возобновляемой энергетики в Армении просто технически не смогут заместить мощности атомной станции. АЭС работает в так называемом базовом режиме производства энергии, круглые сутки на протяжении 360 дней обеспечивая номинальную мощность. Ветряки же работают тогда, когда есть ветер, солнечные батареи — когда есть солнце. Ну а ГЭС обеспечивает выработку, когда есть паводок или идет таяние снегов. Возобновляемая энергетика, за исключением лишь геотермальной, это принципиально нерегулируемые источники энергии — следовательно, она не может заменить базовую мощность энергосистемы. Ставить развитие возобновляемой энергетики в пику атомной — для Армении технически и политически самый неграмотный подход, который может быть. Их надо рассматривать в комплексе. Ведь местный возобновляемый источник энергии не подвержен никаким блокадам и гарантирует независимость энергосистемы. Он экологически чист, снижает выбросы парниковых газов. А главное, речь идет о принципиально децентрализованной технологии выработки энергии — это уже не единичный объект, как АЭС, которую точечно можно вывести из строя. Объекты возобновляемой энергетики распределены географически, обеспечивая “живучесть” энергосистемы. Ну а независимость, неуязвимость и экологичность энергосистемы и есть те три “энерго-кита”, которые так нужны нашей стране!
Возврат к списку
Другие материалы автора
- ПЕРЕСТРОЙКА СССР И СПИТАКСКОЕ ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЕ [03.12.2018]
- ДЛЯ ОДКБ НАСТУПИЛ МОМЕНТ ИСТИНЫ, ГОВОРИТ В ИНТЕРВЬЮ "ГА" НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЭКСПЕРТ ООН ПО ЭНЕРГЕТИКЕ АРА МАРДЖАНЯН[22.11.2018]
- НЕФТЯНАЯ ОТРАСЛЬ ИЗРАИЛЯ[05.11.2018]
- ПРОБЛЕМЫ ААЭС ИСПОЛЬЗУЮТСЯ КАК ФАКТОР ДАВЛЕНИЯ, говорит в интервью "ГА" замдиректора по науке Фонда "Нораванк", национальный эксперт ООН по энергетике Ара МАРДЖАНЯН[03.10.2018]
- ПРОЩАНИЕ С ПРОШЛЫМ[14.09.2018]
- ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ СОЮЗ АРМЕНИИ И РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ: РЕАЛИИ, УГРОЗЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ[07.08.2018]
- ИНТЕГРАЦИЯ, ЭНЕРГЕТИКА И РЕГИОНАЛЬНАЯ ГЕОПОЛИТИКА[24.07.2018]
- ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ СОЮЗ АРМЕНИИ И РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ: РЕАЛИИ, УГРОЗЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ[11.07.2018]
- ЧИСЛЕННОСТЬ ИНТЕРНЕТ-ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ В АРМЕНИИ И РЕГИОНЕ: ФАКТЫ[12.06.2018]
- РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНАЯ КОМПОНЕНТА КОСМИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ АЗЕРБАЙДЖАНА[09.04.2018]
- РАЗУМНЕЕ СЦЕНАРИЙ НЕИЗБЕЖНОГО МИРА,[13.03.2018]