
СИТУАЦИОННЫЙ МОНИТОРИНГ АЗЕРБАЙДЖАНСКИХ 
ТЕЛЕКАНАЛОВ 

 
Варужан Гегамян 

 
 Наряду с развитием и распространением Интернета, телевидение во многих странах 

остается приоритетным источником информации. Исключение не составляет также Азербайджан. 
Рассмотрим статистику: в докладе представителей по Свободе прессы ОБСЕ 2005г. отмечено, что 
83% населения Баку и 93% жителей районов рассматривают телевидение как основной источник 
получения информации1. А согласно данным Internet World Stat, число пользователей Интернета 
в Азербайджане составляет около 25% от общего числа населения2. Т.е., можно заключить, что 
остальная часть населения рассматривает телевидение как основной источник информации (с 
учетом, в том числе, того обстоятельства, что большинство газет и журналов в Азербайджане 
издается в столице и недоступно жителям районов). Уместно отметить также, что согласно 
данным соцопросов, проведенных в 2009г. Госдепартаментом США, респонденты в своих ответах 
главным источником получения информации отметили телевидение (первые 8 вариантов ответа, 
из которых 6 – азербайджанские телеканалы)3.  

Таким образом, одним из главных оружий антиармянской пропаганды является 
азербайджанское телевидение, основной фокус-группой которого является внутренняя аудитория. 
Однако есть также новые тенденции, и в этом плане достоин упоминания открытый недавно 
телеканал ATV International, имеющий ежедневные информационные выпуски на четырех 
языках, в том числе на армянском.  

Однако в этой сфере до сих пор не проводилось никаких исследований, которые могли бы 
дать минимальные сведения об азербайджанских телеканалах, их деятельности, применяемых 
ими пропагандистских методах и тезисах (в частности, антиармянских). 

В данной работе сделана попытка представить документальные данные о действующих в 
Азербайджанской Республике телеканалах и их деятельности. 

Вначале вкратце представим информацию о ситуации, сложившейся в телевизионной сфере 
Азербайджана. Не обращаясь к истории советского периода, отметим, что в феврале 1956г., спустя 
два года после строительства азербайджанской телебашни, начало действовать азербайджанское 
телевидение. Разумеется, по своим основным характеристикам оно было похоже на телевидение 
других советских республик. 

После 1991г. в Азербайджане начали открываться новые телекомпании. По данным на осень 
2009г. в министерстве юстиции Азербайджана зарегистрировано около 4000 названий СМИ, в том 
числе 17 радиостанций, 8 республиканских, 14 местных и 13 кабельных телекомпаний. 

В целом, СМИ Азербайджана регулируются по закону «О СМИ», а, в частности, 
телевизионная сфера – по принятому в 2002г. закону «О радио- и телеэфире». В 2003г. с целью 
систематизации телевизионной политики был создан Национальный совет по телевидению и 
радио. Отметим также, что в 2008г. была утверждена «Государственная концепция содействия 
развитию СМИ в Азербайджанской Республике», в рамках которой в 2009г. при президенте 
Азербайджана был создан государственный фонд содействия развитию СМИ, предоставивший в 
прошлом году около одного миллиона манатов ($1,250.000) программам примерно семидесяти 
СМИ4. 

Конституция Азербайджана гарантирует свободу слова, однако на практике ситуация иная. 
Есть множество случаев закрытия газет, издательств, даже радиостанций и телекомпаний5.  

Самые разные международные структуры периодически обращаются к вопросу ограничения 

                                                           
1 http://www.osce.org/documents/html/pdftohtml/15783_en.pdf.html 
2 http://www.internetworldstats.com/stats3.htm  
3 http://www.regnum.ru/news/1283074.html?forprint  
4 http://www.zerkalo.az/2010-02-11/short-news/6987-smi-vugarsafarli-gospodderjka 
5 http://www.hrw.org/ru/world-report-2010-8,  
http://www.memo.ru/hr/hotpoints/caucas1/msg/2007/01/m79817.htm  



свободы слова в Азербайджане и выступают с серьезной критикой. Временное закрытие в конце 
2006г. частной телекомпании ANS (Azerbaijan News Service) имело большой резонанс. Бакинский 
офис ОБСЕ заявил, что телекомпания ANS – самая объективная в Азербайджане. С призывами 
пересмотреть решение о закрытии телекомпании выступили также посольство США в 
Азербайджане, ЕС, организация «Журналисты без границ» и другие местные и международные 
силы6. В результате, спустя месяц с разрешения президента Ильхама Алиева телекомпания 
возобновила свою деятельность. 

Напомним также, что в декабре 2008г. Национальный совет по телевидению и радио 
запретил вещание иностранных радиокомпаний в FM-диапазоне, в результате чего закрылись 
такие радиостанции, как BBC, «Свобода» и «Голос Америки». Это также вызвало волну критики7. 

Деятельность телекомпаний разворачивается в контексте вышеизложенного. Лицензии на 
эфир теле- и радиокомпаниям выдает Национальный совет по телевидению и радио, 
председателем которого является Нуширван Магерамли.    

О действующих в Азербайджане 8 телеканалах республиканского значения см. в Таблице 1. 
В эфире всех 8 азербайджанских телеканалов республиканского значения обязательны 

информационные выпуски. Поэтому нелишне также отметить информационные передачи, 
транслируемые по вышеупомянутым каналам (см. Таблицу 2). Они выходят в эфир несколько раз 
в день. Так, в эфире государственного телевидения AZ TV в будничные дни на долю 
информационных выпусков выпадает 205 минут эфирного времени, в том числе на 
азербайджанском (160 минут), русском (15 минут) и английском (30) языках. А для передачи 
информации по общественному телевидению Ictimai TV предоставляется в целом 180 минут, из 
которых на 165 минут – вести на азербайджанском и 15 минут – на русском языке. 
Информационный пакет телеканала ANS занимает 145 минут эфирного времени. Телекомпания 
Lider TV, одна из имеющих самую большую аудиторию, выделяет для вестей 165 минут своего 24-
часового эфира. Все телекомпании в конце недели имеют аналитико-информационную передачу, 
во время которой обобщаются произошедшие в течение недели события. Нелишне отметить, что, 
согласно соцопросам Госдепартамента США, телекомпанию ANS TV как основной источник 
информации отметило большинство (70.6%) респондентов

 

                                                          

8. 
 

 
6 http://www.rferl.org/content/article/1073092.html, http://www.day.az/news/politics/64608.html,  
 http://www.day.az/news/politics/64710.html, http://www.day.az/news/politics/64654.html 
 http://www.day.az/news/politics/64575.html  
7 http://news.bbc.co.uk/hi/russian/international/newsid_7806000/7806029.stm 
8 http://www.regnum.ru/news/1283074.html?forprint  



Таблица 19

 
 
Телекомпания Логотип Дата 

основания 
Язык вещания Независимая 

(online) интернет-
версия 

Веб-сайт Статус Спутниковое 
вещание 

Azerbaycan 
Televizyasi (AzTV) 

 

Az 
TV 

 
 

1956 

азербайджанский  
имеет 

http://www.aztv.az
  
  

государственная 
телекомпания 

 
имеет 

 
Ictimai (ITV) 

İctimai 

 
2005 

азерб.- 80% 
др. – 20% 

 
имеет 

http://www.itv.az
  

общественная 
телекомпания 

 
имеет 

Azerbaijan 
News Service (ANS) Ans 

TV 

 
1991 

азерб. – 84.1% 
др. - 15.9% 

 
не имеет 

http://www.anstv.ws
  

частная 
телекомпания 

 
имеет 

"Azad 
Azәrbaycan" 
Televiziyası 

(ATV) 

 

Azad TV 

 
 

2002 

 
азербайджанский 

 
не имеет 

 
http://www.atv.az

  

частная 
телекомпания 

 
имеет 

 
 

Lider TV 

 

Lider TV 

 
 

1999-
2000 

азерб. – 80% 
др. - 20% 

 
имеет 

http://www.lidertv.com
  

частная 
телекомпания 

 
имеет 

 
 

Space TV 

 

Space 

 
 

1997 

азерб. – 90% 
др. - 10% 

 
не имеет 

http://www.spacetv.az
  

частная 
телекомпания 

 
имеет 

Xәzәr 
Televiziyası 

 

Xazar 

 
 

2007 

азерб. – 90% 
др. - 10% 

 
не имеет 

http://www.xazar.tv
  

частная 
телекомпания 

 
имеет 

"İdman 
Azәrbaycan" 
Televiziyası 

(спортивный 
канал) 

 

 

 
 

2009 

азербайджанский  
не имеет 

http://aztv.az/idman.html
  

часть 
государственной 
телекомпании 

 
имеет 

 

                                                           
9 Представленные в таблице данные взяты из официального сайта Национального комитета по телевидению и радио Азербайджанской Республики, 
http://www.ntrc.gov.az/?/az/content/226/  

http://www.aztv.az/
http://www.itv.az/
http://www.anstv.ws/
http://www.atv.az/
http://www.lidertv.com/
http://www.spacetv.az/
http://www.xazar.tv/
http://aztv.az/idman.html


Таблица 2 
 
 

  
Телекомпания 
 Ans 

TV Az TV İctimai Azad TV Lider TV Space 
Дни 

08:00, 11:00, 
14:00,17:00, 20:00, 
00:00 – “Xeberler” 
(Вести) 

08:00, 12:00, 
17:00, 20:00, 23:00 – 
информационный 
выпуск “Carçı”  

12:00, 
15:00, 18:00, 
21:00, 00:00 - 
Xәbәrçi (Вестник) 

09:00, 
14:00, 20:30 – 
Son Xeber 
(Последние 
вести) 

09:00, 
13:00, 19:00, 00:00 
– Seda (ГОЛОС) 
информационная 
передача 

9:00, 13:00, 
17:00, 20:30 – “Her 
Gun” (Каждый 
день) 

18:00 – 
Xeberler  (на русском 
языке) 

15:30, 
23:00 – Местные 
вести 

14:00 – 
информационный 
выпуск “Carçı” на 
русском языке 

Понедельник   19:45 – 
Seda+ 

02:00 - 
Xeberler  (на 
английском) 

08:00, 11:00, 
14:00,17:00, 20:00, 
00:00 – “Xeberler” 
(Вести) 

08:00, 12:00, 
17:00, 20:00, 23:00 –  
информационный 
выпуск “Carçı”   

12:00, 
15:00, 18:00, 
21:00, 00:00 - 
Xәbәrçi (Вестник) 

09:00, 
14:00, 20:30 – 
Son Xeber 
(Последние 
вести)  

09:00, 
13:00, 19:00, 00:00 
– Seda (ГОЛОС) 
информационная 
передача  

9:00, 13:00, 
17:00, 20:30 – “Her 
Gun” (Каждый 
день) 

18:00 – 
Xeberler  (на русском 
языке) 

14:00 - 
информационный 
выпуск “Carçı” на 
русском языке 

15:30, 
23:00 – Местные 
вести 

Вторник 19:45 – 
Seda+ 

02:00 - 
Xeberler  (на 
английском языке) 

08:00, 11:00, 
14:00,17:00, 20:00, 
00:00 – “Xeberler” 
(Вести) 

08:00, 12:00, 
17:00, 20:00, 23:00 – 
информационный 
выпуск “Carçı”  

12:00, 
15:00, 18:00, 
21:00, 00:00 - 
Xәbәrçi (Вестник) 

09:00, 
14:00, 20:30 – 
Son Xeber 
(Последние 
вести)  

09:00, 
13:00, 19:00, 00:00 
– Seda (ГОЛОС) 
информационная 
передача 

9:00, 13:00, 
17:00, 20:30 – “Her 
Gun” (Каждый 
день) 

18:00 – 
Xeberler  (на русском 
языке) 

15:30, 
23:00 – Местные 
вести 

14:00 - 
информационный 
выпуск “Carçı” на 
русском языке 

Среда 19:45 – 
Seda+ 

02:00 - 
Xeberler  (на 
английском языке) 

12:00, 
15:00, 18:00, 
21:00, 00:00 - 
Xәbәrçi (Вестник) 

08:00, 11:00, 
14:00,17:00, 20:00, 
00:00 – “Xeberler” 
(Вести) 

08:00, 12:00, 
17:00, 20:00, 23:00 – 
информационный 
выпуск “Carçı”  

09:00, 
14:00, 20:30 – 
Son Xeber 
(Последние 
вести)) 

09:00, 
13:00, 19:00, 00:00 
– Seda (ГОЛОС) 
информационная 
передача  

9:00, 13:00, 
17:00, 20:30 – “Her 
Gun” (Каждый 
день) Четверг 

18:00 – 
Xeberler  (на русском 
языке) 

14:00 - 
информационный 
выпуск “Carçı” на 

15:30, 
23:00 – Местные 
вести 

  19:45 – 
Seda+ 



02:00 - 
Xeberler  (на 
английском языке) 

русском языке 

Пятница 08:00, 11:00, 
14:00,17:00, 20:00, 
00:00 – “Xeberler” 
(Вести) 

18:00 – 
Xeberler  (на русском 
языке) 

02:00 - 
Xeberler  (на 
английском языке) 

08:00, 12:00, 
17:00, 20:00, 23:00 – 
“Carçı” 
информационный 
выпуск 

14:00 - 
“Carçı” 
информационный 
выпуск на русском 
языке 

12:00, 15:00, 
18:00, 21:00, 00:00 - 
Xәbәrçi (Вестник) 

15:30, 23:00 – 
Местные вести 

09:00, 
14:00, 20:30 – 
Son Xeber 
(Последние 
вести) 

  

09:00, 
13:00, 19:00, 00:00 
– Seda (ГОЛОС) 
инфомационная 
передача 

19:45 – 
Seda+ 

9:00, 13:00, 
17:00, 20:30 – “Her 
Gun” (Каждый 
день) 

Суббота 

08:00, 11:00, 
14:00,17:00, 20:00, 
00:00 – “Xeberler” 
(Вести) 

18:00 – 
Xeberler  (на русском 
языке) 

02:00 - 
Xeberler  (на 
английском языке) 

08:00, 12:00, 
17:00, 20:00, 23:00 – 
“Carçı” 
информационный 
выпуск 

14:00 - 
“Carçı” 
информационный 
выпуск на русском 
языке 

12:00, 15:00, 
18:00, 21:00, 00:00 - 
Xәbәrçi (Вестник) 

15:30, 23:00 –
Местные вестиր 

09:00, 
14:00, 20:30 – 
Son Xeber 
(Последние 
вести) 

  

13:00- 
Seda  

19:00 –
Seda Hafta (итоги 
недели) 

9:00, 13:00, 
17:00, 20:30 – “Her 
Gun” (Каждый 
день) 

19:30 – 
Информационная 
передача «Час 
цивилизации» 

20:00 – 
аналитическая 
программа 
«Каждая неделя»  

  20:00 – 
Xefte sonu 
(Конец 
недели) 

12:00, 15:00, 
18:00 - Xәbәrçi 
(Вестник) 

21:00 – 
Hesabat 
информационный 
выпуск 

12:00, 17:00 - 
“Carçı” 
информационынй 
выпуск 

20:00 – 
“Yekun”(“Итоги”) 
аналитическая 
программа 

11:00 – 
Панорама недели (на 
английском языке) 

12:00 – Служу 
Азербайджанской 
Республике 

14:00 – 
Xeberler 

20:00 – Hevte 
(Неделя) аналитико-
информационная 
программа 

Воскресенье 

 
 



 Помимо вышеприведенных 8 телекомпаний республиканского значения, в Азербайджане 
действуют также областные телекомпании (см. Таблицу 3). 

 
Таблица 3 

 
 

Телекомпания/ Город/район Дата основания 
сайт 

"Alternativ" TV (Альтернатив) Гянджа 2001 
Гянджа 1993 "Kәpәz"(Кепез)  

http://kapaz.tv/
"Aygün" TV (Айгун) Закаталинский район 1996 

"Dünya" (Дюня) Сумгаит 1998 
"Xәyal" (Хейел) Губа 1998 
Qütb (Гютыб) Губа 1995 

"Cәnub TV" (Джануб) Ленкорань/Джанубский район 2006 
"Mingәçevir" (Мингечаур) Мингечаур 1998 

"Simurq M" (Симург) Товуз 1998 
ЗАО "Kanal-S"  Шаки 2006 

"RTV" Хачвазский район 2006 
"EL" TV Евлах 2006 

1963 Национальный совет по 
телевидению и радио Нахичеванской 

Автономной Республики  

Нахичеванская Автономная 
Республика 

2004 "Kanal 35" Нахичеванская автономная 
Республика http://www.kanal35.tv

  
 
Кроме телекомпаний республиканского значения и областных телекомпаний, право вещания в 

Азербайджане имеет также турецкий телеканал TRT1 (с 1995г.). Напомним, что решением 
Национального совета по телевидению и радио, вещание российских и турецких телекомпаний на 
территории Азербайджана было запрещено. 

После прекращения вещания турецких и российских телеканалов в Азербайджане начала 
процветать продажа спутниковых антенн . 10

В результате вышеупомянутого решения начало быстро развиваться кабельное телевидение. 
10% транслируемых кабельными телекомпаниями передач азербайджанского производства, а 
остальные – иностранного. Примечательно, что только 34% телезрителей, имеющих возможность 
просмотра кабельного телевидения, смотрят местные телеканалы. Фактически, азербайджанцы, в 
частности, в Баку, предпочитают смотреть кабельное или спутниковое телевидение. Так что вид 
Баку, «покрытого» белыми спутниковыми антеннами, стал обычным явлением. 

В Таблице 4 приведены зарегистрированные в Национальном совете по телевидению и радио 
кабельные телекомпании.  

  

                                                           
10 http://www.rian.ru/analytics/20070718/69193125.html  

http://kapaz.tv/
http://www.kanal35.tv/


Таблица 4 
 
 

Телекомпания/сайт Город/район Дата основания 

1997  ООО "Baku and Boston TV 
Communication"  

Бакинский 
район 

ООО "AG Telekom"  2006 Бакинский 
район 

Компания "Neptun"  2006 Бакинский 
район 

ООО "FARAON-1"  2001 Бакинский 
район 

ООО "DİGİCOM"  2006 Бакинский 
район 

ООО "Sky" 2006 Бакинский 
район 

ООО "Qlobal Telecom"  2002 Бакинский 
район 

ООО "SN Telekom" 2006 Бакинский 
район 

ООО "SKY MAX" 2007 Бакинский 
район 

2006 ООО "AzHİNet" (Azerbaijan Home 
Information  

Бакинский 
район 

Networks) 
"AN Media" ՍՊԸ 2006 Бакинский 

район 
”Azad Azәrbaycan" - 2007 

(дочерняя компания ATV)  
http://www.azadazerbaijan.com

ООО "Şam" 2004 Бакинский 
район 

 
Мониторингом азербайджанских телеканалов занимался ряд организаций, из которых 

следует отметить организации SIAR  и AGB Nielsen Media Research. Согласно исследованиям SLAR, 
основная возрастная группа телезрителей включает людей в возрасте 55-64 года, за которыми следуют 
телезрители в возрасте 35-44 лет. В телепередачах преобладают развлекательные программы и 
телесериалы. Председатель национального интернет-форума Осман Гюндуз отмечает, что 99% 
азербайджанского телеэфира составляют развлекательные передачи. Причем, наибольшую аудиторию 
привлекают криминальные передачи и шоу, а также телесериалы и юмористические  программы .11   

С критикой царящей ситуации в сентябре 2009г. выступил также руководитель аппарата 
президента Азербайджана Рамиз Мехтиев. Он поименно отметил несколько телепередач, которые, 
по его словам, «засоряют эфир» . 12

После этой критики в эфире азербайджанских телекомпаний произошли незначительные 
изменения, некоторые передачи были сняты с эфира, однако в этом году опять увеличилось 
количество развлекательных передач скандального характера, в эфире преобладает разговорный, 
бытовой язык . 13

В апреле с.г. Национальный совет по телевидению и радио заявил, что будет открыт 
азербайджанский телеканал «Культура», конкурс на который будет объявлен летом. Открытие  этого 
телеканала Совет мотивирует наличием больших упущений и недостатков в телевизионной сфере . 14

В последние годы особое внимание уделяется развитию интернет-телевидения. Как видно из 
Таблицы 1, три телекомпании республиканского значения имеют свои интернет-версии (on-line) . 15

                                                           
11 http://www.apa.az/en/print.php?id=98356  
12 http://www.azertag.com/store/News/Politics/EFIRNOE%20PROSTRANSTVO.doc 
13 http://ru.apa.az/news_Нуширеван_Магеррамли:_«Проведенные_НСТР__160631.html 
14 http://vesti.az/news.php?id=37506 
15 http://tv-online-channels.com/online-tv/Azerbaijan-tv-channels-98.html  

http://www.azadazerbaijan.com/


Однако число действующих в Интернете азербайджанских телеканалов этим не 
ограничивается. Уже несколько лет в Иране действует Tabriz TV, основной аудиторией которого 
являются азербайджаноязычные жители северо-западного Ирана. Tabriz TV в основном носит 
развлекательный характер. 

Добавим также, что в начале с.г. в Турции по инициативе азербайджанцев был открыт CanAz 
(Can Azerbaycan)  –  интернет-TV, вещающий на азербайджанском языке. 

Есть  телеканалы, действующие в зарубежье. Довольно долго в России действует вещающий на 
азербайджанском языке (есть также телепередачи на русском и английском языке) телеканал 
«ИнтерАз», основанный в 2002г., чтобы сплотить проживающих на территории Российской 
Федерации азербайджанцев, рассказывать и знакомить с историей Азербайджана, его культурой, а 
также обеспечивать своевременной информацией о происходящих в Азербайджане событиях. 
Отметим, что в июне 2007г. в Москве было совершено покушение на председателя телекомпании 
Салиха Худиева, многие связывали это с деятельностью телекомпании. Спустя всего один месяц (в 
июле) телекомпания прекратила свою деятельность. По словам Худиева, представители бизнеса и 
политические силы все время убеждали его продать акции компании, однако им было отказано, а 
сложившиеся тяжелые условия привели к финансовому кризису, и вещание было прекращено. В 
декабре 2007г. компания возобновила деятельность и сегодня, будучи спутниковым каналом, 
вещает в РФ и ближневосточных странах.  

Необходимо выделить также Gunaz (Guney Azerbaycan – Южный Азербайджан) TV, 
транслируемый из Чикаго и имеющий довольно большую аудиторию. Уже по названию ясно, что 
фокус-группой телекомпании является население так называемого «Южного Азербайджана». 
Азербайджан имеет притязания к северо-западным районам Ирана как «к историческим 
территориям Азербайджана» 16 и пытается приобрести определенное влияние на проживающее 
там азербайджаноязычное население. Телеканал представляет зрителям самые разные передачи и 
информацию на азербайджанском языке. А на сайте есть отдельный раздел на иранском языке, 
который опять же преследует конкретную пропагандистскую цель.     

Необходимо также отметить азербайджанский международный телеканал ATV (Azad 
Azerbaycan – Свободный Азербайджан) Internatioanal. Он начал действовать 5 октября 2009г. По 
словам заместителя председателя телекомпании ATV (ATV International является ее дочерней 
компанией) Натига Ибрагимова, «будут транслироваться новости на шести языках, в том числе на 
армянском, с единственной целью – заниматься пропагандой в пользу Азербайджана в различных 
аудиториях»17. 

В некоторых сопредельных с НКР районах Азербайджана азербайджанские телезрители 
имеют возможность смотреть также некоторые телеканалы РА и НКР. 

Обобщая, отметим, что с точки зрения армяно-азербайджанского конфликта даже самые 
поверхностные наблюдения свидетельствуют, что проводимая по азербайджанскому телевидению 
пропаганда рассматривает основной фокус-группой население своей страны, учитывая язык 
пропаганды (преимущественно, азербайджанский) и непрерывно повторяемые тезисы. 

Безусловно, с точки зрения армяно-азербайджанского конфликта, проводимая по 
азербайджанскому телевидению пропаганда требует должного внимания к себе и нуждается в 
более глубоком и научном изучении. 

 

                                                           
16 http://www.mct.gov.az/?/ru/azerbaijan/1999/16 
17 http://www.day.az/news/hitech/149378.html 


