
ВАЖНОСТЬ ЯДЕРНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ ДЛЯ АРМЕНИИ
Замдиректора НОФ «Нораванк»,
руководитель Центра политических исследований, к.п.н.
В ближайшие годы одной из основных политических и экономических задач Республики Армения станет строительство нового энергоблока Мецаморской АЭС. Энергоблок стоимостью около $5 млрд. будет самой дорогой и важной экономической программой в истории РА, значимость которой следует рассматривать не только в экономических, но и в политических терминах.
Что такое энергетическая безопасность?
Хотя энергетика занимает важнейшее место в мировых экономических и политических отношениях, до сих пор нет единой формулировки термина «энергетическая безопасность», в отличие от, скажем, национальной, продовольственной или информационной безопасности. На Западе более или менее общая формулировка этого термина дана в документах ЕС, касающихся энергетики, согласно которым энергетическая безопасность имеет три основные составляющие – безопасная поставка (security of supply), цена и влияние на окружающую среду.
Очевидно, что синтез трех составляющих может создать достаточно стабильную систему энергетической безопасности, деятельность которой не могут нарушить текущие политические или экономические процессы. Но может ли такой подход к энергетической безопасности служить основой для разработки и реализации энергетической политики РА? Теоретически – да, но на практике – нет. Дело в том, что в обеспечении энергетической безопасности важную роль играет региональная среда. Если для Европы или другого континента региональное сотрудничество в энергетической сфере естественно и стабильно, то для Армении ситуация в целом прямо противоположная. Нынешняя ситуация в национальной и энергетической безопасности Армении сформировалась на основе не регионального сотрудничества, а региональных конфликтов. Блокада РА со стороны Азербайджана и Турции привела к такой ситуации в нашей энергетической политике, когда, обозначая энергетические перспективы РА, мы должны в первую очередь обращать внимание не на возможности, а на риски: вторых больше, чем первых. И с этой точки зрения самой важной составляющей энергетической безопасности для нас является стабильная и бесперебойная поставка энергоносителей в Армению. Т.е. в нашем случае термины energy security и security of supply в определенной степени синонимичны. Именно эти реалии должны быть приняты за основу обеспечения стабильности энергетического развития РА, и именно эти реалии должны сформировать необходимость развития ядерной энергетики.
Вызовы, связанные с поставками энергоносителей РА
Основной составляющей энергетической безопасности РА является природный газ, используемый как для производства электроэнергии, так и в промышленности и в целях потребления гражданами. Импорт природного газа в Армению осуществляется двумя путями и может быть поставлен под угрозу из-за возможных региональных и международных развитий.
Газопровод «Север-Юг»Пролегающий по территории Грузии газопровод, построенный еще в советские годы, последние 20 лет серьезно не модернизировался. В течение последних пяти лет грузинское правительство, в основном за счет полученных в рамках американской программы «Вызовы тысячелетия» средств, провело здесь определенные ремонтные работы, однако они носили косметический характер и исправили недостатки самых опасных участков трубопровода. Грузинская сторона неоднократно заявляла, что полноценная модернизация газопровода требует многомиллионных инвестиций, которые грузинское правительство потратить не может. В то же время обе стороны, заинтересованные в стабильной деятельности газопровода, – РА и РФ – по ряду причин не могут сделать таких инвестиций. Основная причина заключается в том, что газопровод является собственностью грузинского государства, а для осуществления иностранных инвестиций необходима хотя бы частичная приватизация газопровода. Однако в данном случае очевидно, что грузинская сторона не продаст газопровод России, а основная армянская энергетическая компания – «АрмРосгазпром» – даже при желании не может выкупить акции газопровода, поскольку не обладает необходимыми финансовыми ресурсами. Очевидно, что российский «Газпром» чисто технически может попытаться завладеть газопроводом, если грузинское правительство выставит акции последнего на международных биржевых площадках. Но это всего лишь возможность, связанная с тем, сможет ли на самом деле Грузия использовать биржевые площадки для продажи газопровода? В действительности же, как в случае продажи в 2006-2007гг. газотранспортной системы азербайджанской «SOCAR», Тбилиси может просто войти в сделку с заинтересованной стороной, заключив с ней договор о купле-продаже. В таком случае любая третья сторона даже при большом желании не может претендовать на свою долю акций.
В течение последних нескольких лет руководство государственной нефтяной компании Азербайджана неоднократно заявляло о желании купить газопровод, однако в результате переговоров с армянской стороной продажа газопровода азербайджанской стороне была пресечена. Но это можно считать лишь временным успехом, который может пошатнуться по двум основным причинам. Во-первых, Грузия переживает активный период политических трансформаций, в результате которых и отставки М.Саакашвили к власти могут прийти новые силы, реальные региональные политические курсы которых можно прогнозировать лишь условно. Неизвестно, какую позицию будет иметь следующее поколение грузинских государственных деятелей во взаимоотношениях с Азербайджаном и Арменией. Во-вторых, как это ни прискорбно, но сегодня Азербайджан является основным экономическим и политическим партнером Грузии, и это сотрудничество будет углубляться с учетом того, что в ближайшие годы Азербайджан станет крупным экспортером природного газа в Европу (около 25 млрд. кубометров в год), причем единственный путь экспорта будет проходить по грузинской территории. Экономическая зависимость Грузии от ренты за экспорт азербайджанского природного газа и установленных специально для Грузии низких цен будет возрастать, что может дать Баку возможность завладеть газопроводом «Север-Юг», в результате чего Баку приобретет новый серьезный рычаг воздействия на Армению.
Учитывая вышеприведенное, следует отметить, что прогнозировать дальнейшую судьбу газопровода «Север-Юг» невозможно, и это обстоятельство делает импорт природного газа в Армению по территории Грузии рискованным, а в долгосрочной перспективе – как минимум нестабильным.
Газопровод «Иран-Армения»Газопровод «Иран-Армения» – важнейший экономический проект, реализованный РА после обретения независимости и создавший реальную альтернативу импорту природного газа. Однако региональная ситуация во время строительства газопровода отличалась от сегодняшней: тогда, несмотря на время от времени активизирующиеся ирано-американские противоречия, разговоры о реальном военном столкновении между двумя государствами носили преимущественно пропагандистский характер. Теперь же ситуация иная: очевидно, что Израиль и Соединенные Штаты сегодня еще больше приближаются к принятию решения об осуществлении военных действий против Ирана, что станет еще более реалистичным после возможного свержения властей Сирии – основного регионального союзника ИРИ. Следует отметить одно важное обстоятельство, на которое не обращают внимания: военный удар по Ирану будет направлен не только на ядерные объекты, но и на военные инфраструктуры, которые рассеяны по территории всей республики, в том числе по примыкающему к территории Армении северо-западному Ирану. А возможный контрудар Ирана может привести к уничтожению его крупных экономических инфраструктур израильско-американскими силами. Речь, в первую очередь, идет о нефтегазовых скважинах и трубопроводах, обеспечивающих добычу и экспорт сырья и составляющих основу иранской экономики. Это может резко усложнить социально-экономическую ситуацию в Иране и создать основы для смены власти или же пресечь восстановление Ирана. Для Армении, помимо прочих негативных последствий, развитие подобного сценария предполагает, по меньшей мере, приостановку деятельности газопровода Иран-Армения, в результате чего РА может лишиться второго источника импорта природного газа.
Разумеется, трудно представить ситуацию, когда приостановка деятельности газопроводов «Север-Юг» и «Иран-Армения» произойдет в одно и то же время, но такая вероятность, пусть теоретически, все же существует.
Ядерная энергетика
По нашему глубокому убеждению, именно вышеупомянутые вызовы должны быть положены в основу развития ядерной энергетики в Армении. Все остальные факторы – цена развития ядерной энергетики, высокая стоимость производимой электроэнергии и рисковость ядерной станции – имеют хоть и важное, но второстепенное значение. Система энергетической безопасности Республики Армения сформировалась и действует в региональной ситуации, отличной от европейской, что и формирует эту политику.
Очевидно, что строительство нового ядерного энергоблока – довольно длительный процесс. Теоретически возможно, что строительство станции не получит соответствующего финансирования, поскольку в инвестиционном и экономическом плане проект не прибыльный. Однако, учитывая риск, связанный с импортом природного газа, наличие ядерной станции в Армении необходимо до тех пор, пока не изменится региональная ситуация или пока удельный вес альтернативной энергетики в общей энергетической системе Армении не будет доведен до уровня удовлетворения минимальных требований государства.
Возврат к списку
Другие материалы автора
- ИРАН НА ЮЖНОМ КАВКАЗЕ: ПОСЛЕДСТВИЯ «ЗАМОРАЖИВАНИЯ»[05.02.2015]
- ЧЕМ ГРОЗИТ РОССИИ ТАЙНЫЙ СГОВОР США И ИРАНА[02.10.2014]
- ЕРЕВАН И ТЕГЕРАН ГОТОВЯТСЯ К ПРОРЫВУ[11.09.2014]
- "ДЛЯ НАС НЕЖЕЛАТЕЛЬНЫХ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ ПОСЛЕДСТВИЙ НЕ ОЖИДАЕТСЯ", -[14.07.2014]
- НОВЫЕ ТРАНСПОРТНЫЕ ПРОЕКТЫ В РЕГИОНЕ[02.06.2014]
- ТРАНЗИТНЫЙ ГАЗОПРОВОД ИРАН - АРМЕНИЯ (ПОДМЕНА ДИСКУРСА)[17.03.2014]
- ПЕРСПЕКТИВЫ ИРАНСКОГО ГАЗА В АРМЕНИИ[10.02.2014]
- СОГЛАШЕНИЙ С РОССИЕЙ О МОДЕРНИЗАЦИИ ААЭС НЕДОСТАТОЧНО, НУЖНО РАЗВИВАТЬ В АРМЕНИИ АЛЬТЕРНАТИВНУЮ ЭНЕРГЕТИКУ. МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА[09.12.2013]
- СЕВАК САРУХАНЯН: У РОССИИ НЕТ ПОЛНОЙ МОНОПОЛИИ НА ЭНЕРГЕТИЧЕСКОМ РЫНКЕ АРМЕНИИ[09.12.2013]
- ПРИСОЕДИНЕНИЕ АРМЕНИИ К ТС ПОЗВОЛИТ ОБЕСПЕЧИТЬ НИЗКИЕ ТАРИФЫ НА ПРИРОДНЫЙ ГАЗ - ЭКСПЕРТ[12.09.2013]
- ОДКБ И КОММУНИКАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ[01.08.2013]