• am
  • ru
  • en
Версия для печати
17.02.2012

ИРАН: ОСОБЕННОСТИ ВНУТРИПОЛИТИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ

   

Новый 2012 год начался в Иране под знаком усилившегося внешнего давления на Исламскую республику. К ужесточению американских санкций против Ирана присоединился Евросоюз, который ввел ограничения направленные против Центробанка Ирана и практически весь месяц обсуждал сроки введения эмбарго на импорт иранской нефти. Несомненно, что практически все политические силы страны отреагировали на эти обсуждения, воспринимая их как обострение внешней угрозы.

Значительную роль во внутриполитических процессах продолжал играть и фактор террористической угрозы по отношению, как к объектам ядерной инфраструктуры Ирана, так и к ученым, занимающимся ядерными исследованиями. С одной стороны на Западе продолжалось активное обсуждение вопроса о том, когда Израиль нанесет удар по иранским ядерным объектам, с другой – продолжались теракты на территории Ирана. 11 января произошло очередное покушение на иранского ученого-ядерщика Мустафу Ахмади-Рошана. Как и в случае с предшествующими преступлениями такого рода бомбу к автомобилю ученого прикрепил мотоциклист. Погибший ученый занимал пост замдиректора предприятия по обогащению урана в иранском Натанзе. Верховный духовный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи возложил вину за смерть иранского физика-ядерщика на ЦРУ США и израильскую разведку «Моссад». По словам Хаменеи этот теракт говорит о том, что «кичливые государства зашли в тупик перед лицом сильной иранской нации». Рахбар пообещал, также, что смерть ученого не останется безнаказанной.

Официальные представители США поспешили отмежеваться от этого убийства. Министр обороны США Леон Панетта, который ранее возглавлял ЦРУ, заявил, выступая с речью перед военнослужащими американской военной базы Форт Блисс в штате Нью-Мексико, что «США не были вовлечены в мероприятия подобного рода», и что «США подобными вещами не занимаются». Однако на фоне напряженности в Персидском заливе, военных учений с иранской стороны, концентрации американского флота в Заливе, американские заявления иранцев не убедили.

Тем более, что вслед за этим покушением в городе Хорремабад (провинция Лурестан) 21 января два мотоциклиста в шлемах, закрывающих лица, обстреляли группу военных у ворот ракетной базы. В результате нападения погиб офицер, а еще один военнослужащий был ранен. Мотоциклистов задержать не удалось. По некоторым данным на базе в Хорремабаде размещены ракеты «Шахаб-3». Почерк организаторов теракта такой же, как и в предыдущих случаях: мотоциклисты, магнитные мины и т.д. Наблюдатели отмечают и хорошую подготовку террористов.

Похоже, что США и Израиль, авторству которых приписываются теракты последних лет, пытаются замедлить развитие ядерной энергетики в Иране, не прибегая к прямым ударам по подземным сооружениям на территории Ирана. Свою роль в этих планах играет и ужесточение санкций против Исламской республики. На этом пути США удалось добиться серьезных успехов. После обсуждения возможных последствий эмбарго на закупку иранской нефти для самих стран Евросоюза 23 января министры иностранных дел стран ЕС приняли решение к 1 июля 2012 года остановить импорт нефти и нефтехимических продуктов из Ирана. Решение далось многим из членов ЕС не без серьезных сомнений. Около 20% иранского нефтяного экспорта идет в ЕС, экономика которого находится далеко не в лучшем состоянии. Более того, именно страны, которые находятся в наиболее сложной ситуации – это Греция, Испания как раз и зависят от импорта иранской нефти. Санкции запрещают новые инвестиции в иранские нефтяные фирмы и поставки товаров, необходимых для оборудования нефтяной промышленности, замораживается большая часть счетов Центрального банка Ирана. Пострадают и другие финансовые учреждения страны. Так, министерство финансов США внесло в черный список иранский банк «Теджарат», поскольку этот банк - это один из немногих оставшихся выходов Ирана на мировую финансовую систему.

Впрочем, президент Ирана Махмуд Ахмадинежад не утратил оптимизма: «Это Запад нуждается в Иране, и иранский народ не пострадает от санкций». Логика президента проста. Если когда-то торговля с европейцами составляла 90% от всего торгового оборота страны, то сейчас объем торговли, по мнению президента, снизился до 10%. «Прервите торговые отношения, и посмотрим, кто понесет убытки», - заявляет Ахмадинежад.

Между тем, как ужесточение санкций, так и прямое военное давление на Иран приводит к укреплению позиций ультраконсерваторов в том числе и в сфере законодательства. Так, в январе 2012 года Совет стражей одобрил утвержденные парламентом страны новые законы, входящие в Исламский уголовный кодекс, объявив, что они не противоречат шариату и конституции Ирана. В последние годы, как в самом Иране, так и за его пределами вызывали большое возмущение приговоры, вынесенные иранскими судами за уголовные преступления. Это касалось женщин, приговоренных к забиванию камнями за супружескую измену, смертных приговоров несовершеннолетним, которые выполняются после достижения последними совершеннолетия за решеткой. Эксперты отмечают, что изменений в системе уголовных наказаний не произошло. Кроме того в новом кодексе сохранилась и гендерная дискриминация. Таким образом новое законодательство отражает тенденцию эволюции всей внутриполитической жизни Ирана к ужесточению правил и предписаний, обязательных к исполнению рядовыми иранцами.

На этом фоне власти продолжают интенсивную подготовку к предстоящим мартовским выборам в соответствие с принятыми в Иране процедурами. Так, Совет стражей одобрил около половины кандидатов в депутаты для участия в парламентских выборах 2 марта 2012 года. Представитель Совета стражей Аббасали Кадходаи объявил, что было одобрено 2700 кандидатур из 4877 зарегистрированных. При этом те из кандидатов, кто был дисквалифицирован, получат последнюю возможность обжаловать это решение. Окончательные результаты по спискам кандидатов допущенных к участию в выборах будут объявлены 11 февраля. Кадходаи отметил, что большинство из тех, кто не был допущен к выборам, дисквалифицированы из-за того, что вовремя не представили документы.

В ходе подготовки к мартовским выборам власть уже успела вполне эффективно «зачистить» политическое поле страны. Наиболее видные представители «зеленого движения» уже скоро год, как находятся под домашним арестом и довольно эффективно изолированы от своих сторонников. Более того еще в ноябре и декабре реформисты и активисты оппозиционных движений, некоторые из которых отбывают сроки тюремного заключения, опубликовали несколько заявлений в которых выборы называли обманом и поэтому считали бесполезным выдвижение кандидатов. В ответ в декабре иранские судебные власти объявили, что любой призыв к бойкоту выборов подлежит судебному преследованию.

Казалось бы, оппозиции в Иране удалось зажать рот. Однако к неудовольствию властей, заявления оппозиционных лидеров попадают в печать и довольно регулярно - в интернет. Такое положение вещей не устраивает власти и в преддверии выборов началась «зачистка» информационного пространства страны. 8 января 2012 года министр разведки Ирана Хейдар Мослехи объявил, что силами безопасности и разведки были проведены аресты ряда лиц. По словам Мослехи, у министерства есть доказательства того, что арестованные планировали сорвать предстоящие парламентские выборы и выполнять в дальнейшем «цели Америки» используя социальные информационные сети. Министр уже заявлял, что эти парламентские выборы «наиболее чувствительные» выборы в истории Исламской Республики.

24 января Хейдар Мослехи объявил, что силами безопасности и разведки было раскрыто и сорвано несколько заговоров, нацеленных на подрыв легитимности предстоящих парламентских выборов, что установлена «связь между седиционистскими элементами (так в Иране продолжают называть оппозиционеров) и врагами государства». По утверждению министра, у органов правопорядка есть множество доказательств такой связи.

В декабре 2011 года, в иранских тюрьмах находилось 42 журналиста и блоггера. Только в 2011 году более 60 журналистов были вынуждены эмигрировать. В январе 2012 года прошли новые аресты. По данным HumanRightsWatch в тюрьмы попало как минимум 10 журналистов и блоггеров. 17 Января Верховный суд Ирана подтвердил смертные приговоры по обвинениям, вынесенным ранее иранскими судами двум блоггерам, за деятельность в Интернете. Еще один, житель Канады Саид Маликпур был признан виновным в «оскорблении и осквернении ислама» в октябре 2011года.

Для любителей «всемирной паутины» в новом 2012 году власти подготовили серьезные ограничения. По словам официального представителя Организации информации ИРИ Пийама Кярбаси, Иран прервет интернет-связь с внешним миром и создаст свою собственную закрытую сеть - так называемый интранет. По словам Кярбаси, собственный внутренний национальный интернет, которым смогут пользоваться граждане Ирана, будет работать со скоростью 2 Мбит/сек. Предполагалось, что сеть начнет действовать уже в конце января 2012 года. Власти не забыли и о традиционном интернете. 4 января местные газеты опубликовали новые правила, установленные кибер-полицией – новым подразделением полиции Ирана, которые дают иранским Интернет-кафе 15 дней для установки камер видеонаблюдения и начала сбора личной информации о клиентах.

Начало 2012 года в очередной раз подтвердило уже давно сложившуюся тенденцию на внутриполитическом поле Ирана: ужесточение внешнего давления на эту страну неизбежно приводит к укреплению позиций ультра-консервативных политиков в иранском руководстве, потере позиций сторонниками либерализации экономической и политической жизни страны и, соответственно, ужесточению позиций Ирана в отношениях с окружающим миром, в первую очередь, со странами Запада.

В то же время представляется, что оппозиционное «зеленое движение» не смогло преодолеть организационную слабость и использовать свое влияние на ту часть государственного аппарата и религиозных авторитетов, которые склонны к проведению более прагматичного внешнеполитического курса на международной арене и проведению либеральных реформ внутри страны.

По материалам Центра политической информации, Россия

Возврат к списку