• am
  • ru
  • en
Версия для печати
17.11.2011

СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО И ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

   

Сергей Гриняев

Современный этап развития общества характеризуется возрастающей ролью информации во всех сферах жизни и деятельности человека. Наконец-то многие поняли, что сегодня умение накапливать и анализировать информацию оказалось важнее для принятия правильных решений, чем наличие большой физической силы.

Информация - новый ресурс жизнедеятельности общества, единственный из всех ресурсов не убыва­ющий, а растущий со временем. Чем больше и быстрее внедряется качественной информации, тем вы­ше жизненный уровень народа, экономический, оборонный и поли­тический потенциал страны.

Многими политологами и философами сегодня признано, что информационная сфера, являясь системообразующим фактором современного общества, активно влияет на состояние политической, экономической, оборонной и других составляющих безопасности государств в силу того, что сама целостность современного мира как сообщества обеспечивается в основном за счет интенсивного информационного обмена. Приостановка глобальных информационных потоков даже на короткое время способно привести к серьезным последствиям. Как отмечается в Доктрине информационной безопасности России, национальная безопасность Российской Федерации существенным образом зависит от обеспечения информационной безопасности, и в ходе развития технического прогресса эта зависимость будет возрастать. Это привело к тому, что информация, как никогда, стада инструментом власти.

Когда была обнаружена восприимчивость человеческой психики к внушению, информация в форме пропаганды и агитации стала главным рычагом управления людьми. Она постепенно заменила собой грубую силу, насилие, которые долгое время считались единственным и непременным средством управления. Ричард Никсон (бывший президент США), выступая однажды в Совете национальной безопасности по вопросу бюджетных расходов, сказал, что он считает 1 доллар, вложенный в информацию и пропаганду, более ценным, чем 10 долларов, вложенных в создание систем оружия, ибо последнее вряд ли будет когда-либо употреблено в дело, в то время как информация работает ежечасно и повсеместно.

Положение информации как одного из главнейших ресурсов современно цивилизации привело к тому, что политтехнологи и политические круги всех стран стали делить информацию на доступную для всех граждан, предназначенную для ограниченного круга лиц-исполнителей, а также строго оберегаемую - только для нужд правящих кругов. Информация превратилась в особый товар чрезвычайной ценности.

О таких категориях информации и об их роли в формировании общественного мнения по различным проблемам подробно изложено в одной из книг Н.С. Леонова. Он пишет, что информация категории "для всех" характерна тем, что почти насильно навязывается потребителям. Известно, что газеты и журналы в большинстве стран продаются дешевле стоимости их изготовления. Это единственный товар в государствах рыночной экономики, который продается ниже своей себестоимости. Доход издателя обеспечивается за счет платных коммерческих объявлений или гарантируется стоящими за спиной газеты или журнала политическими деятелями либо финансовыми магнатами. Такая информация ставит своей целью формирование умонастроении читателей, необходимых для проведения определенного политического курса.

Сама же "информация для всех" может быть условно разделена на две категории. Одна, ориентированная на самых рядовых обывателей (тех, которых профессиональные политологи называют "серой зоной") состоит из различного рода сообщений, далеких от экономических и социально-политических проблем общества. Задача этой информации - отвлечь потребителя от острых проблем общественной жизни, исподволь воспитывать в нем невзыскательность к окружающим его явлениям, некритичность ко всему, что не касается его лично. На это направлена мощная информационная машина, фабрикующая и раздувающая спортивные страсти, великосветские сплетни, вопросы эротики, жизнь преступного мира и т.д. и т.п.

К другой категории Н.С. Леонов относит "информацию для всех" ориентированную на формирование заданных взглядов и позиций по всему спектру внутри - и внешнеполитических проблем. Ее адресатами являются те граждане, которых не удовлетворяет обывательская информационная жвачка, но они не располагают достаточными возможностями получения сведений из альтернативных источников и не воспитали у себя навыков самостоятельного мышления. Эти граждане не потеряли интереса к общественной жизни, но им нужна помощь в формировании сколько-нибудь устойчивых взглядов. Тогда "на помощь" приходит "информация для всех", навязывающая с подачи наемных публикаторов оценки и взгляды, которые разделяют принадлежащие к тому или иному правящему классу владельцы (или администраторы) органов информации.

Если к "обывательской информации" отношение может быть только отрицательным, то информацию, ориентированную на формирование модели общественного сознания, следует изучать как эффективный рычаг управления государством и проведения определенного политического курса. Один из создателей английской внешнеполитической пропаганды XX века лорд Бивербрук, говорил, что "пропаганда идет впереди внешней политики". Раннее понимание того, в каком направлении "обрабатывается" общество, позволяет прогнозировать, в каком направлении правительство этого государства намерено строить свою внешнюю либо внутреннюю политику.

В наше время информационно-пропагандистские мероприятия призваны подготовить почву для конкретных, чаще всего острых, внешнеполитических шагов. Информационное наступление в таких случаях выполняет несколько задач, главной из которых является морально-политическая подготовка общественного мнения своей страны, союзников, мировой общественности к намечающимся шагам во внешней политике.

Начиная информационное наступление, страна-инициатор ставит задачей не только обеспечить морально-политическое единство своего народа, но и оказать максимально возможное психологическое воздействие на противника, подавить или подорвать его волю к сопротивлению, дать возможность всем оппозиционным силам внутри вражеского стана сплотиться, воспрянуть духом.

Такое наступление преследует также цель выяснить отношение ведущих держав и группировок стран к намечаемым акциям. Это своего рода разведка боем. Если окажется, что планируемые шаги встретят отчаянное и "неприемлемое по своим последствиям" сопротивление, то государство-инициатор может без потери своего политического лица изменить план действий или вообще отказаться от них.

Общим выводом является то, что количество, частота и объемы, а также степень политической напряженности информации, адресованной "всем, всем" - очень серьезные признаки предстоящего перехода от слов к делам.

В этой связи встает вопрос о нравственной чистоте тех журналистов, которые призваны донести до общества информацию о происходящих событиях в мире. В течение ряда лет обсуждается вопрос о необходимости принятия доктрины информационно-психологической безопасности населения. Федеральные законы о рекламе, об информации, о религии и другие, затрагивающие роль информации в управлении госдарством, далеко не совершенны. Однако все это остается пока вне пределов активной политической жизни, что может свидетельствовать только о том, что никто не желает расставаться с таким мощным средством воздействия на индивидуальное и коллективное сознание, которым является информация. Поставив под общественный контроль ряд информационных потоков, власть может лишиться наиболее надежного средства управления массами, а этого не хочет никто.


Возврат к списку
Другие материалы автора