• am
  • ru
  • en
Версия для печати
27.07.2006

Современный этап российско-турецкого сотрудничества

English

   

Артак Шакарян 

В последнее время Россия и Турция, традиционно соперничающие друг с другом за Кавказ и Среднюю Азию, ищут пути сотрудничества в этих регионах.

В цепочке визитов, осуществляемых в обозначенных рамках, появилось еще одно звено: 29 июня в Москве состоялась встреча президента Турции Ахмеда Недждеда Сезера и министра иностранных дел Абдуллы Гюля с Владимиром Путиным. В тот же день А.Н.Сезер продолжил свои московские встречи и обсудил двусторонние отношения со спикером Госдумы РФ Борисом Грызловым.

Еще до визита высокопоставленных должностных лиц, в интервью турецкой газете «Заман» о нынешнем состоянии взаимоотношений двух стран, заведующая отделом Турции российского Института востоковедения Наталья Ульченко, в частности, отметила: «Москва, особенно в последние годы, освободилась от связанных со Средней Азией тревог в отношении Турции». Российский специалист отметила, что в очень многих вопросах точки зрения Москвы и Анкары совпадают, а политическое сотрудничество между двумя странами находится на «удовлетворительном уровне». Согласно Ульченко, пуск черноморского газопровода «Голубой поток» и получение первой нефти из нефтепровода Баку-Джейхан знаменуют начало новой – энергетической – эпохи в регионе, и эти две страны, благодаря развитым взаимоотношениям, инициируя общие проекты, основанные на науке и высоких технологиях, могут создать новый центр притяжения. В связи с газопроводом «Голубой поток» напомним, что Россия настаивает на его продолжении до Греции, Италии и Израиля, чему противятся Соединенные Штаты. США не хотят, чтобы Анкара играла хотя бы даже скромную роль в утверждении энергетической монополии России. Однако Турция не сможет так легко выйти из игры. Ей также выгодно стать транзитным центром по возможности большего числа энергетических путей, и у нее самой есть множество предложений. Одним из них является проект нефтепровода, который предполагается провести из черноморского города Самсун в средиземноморский город Джейхан.

В интервью, данном послом Турции в Москве Куртулушем Ташкентэ до визита Сезера, дипломат также отметил, что российско-турецкие отношения сегодня находятся «на самом высоком уровне». Он также отметил, что между Турцией и Россией нет разногласий в каком-либо вопросе, имеющем международное или региональное звучание, и акцентировал, в частности, одинаковые подходы Москвы и Анкары в вопросах Ирана, Ирака и Палестины.

* * *

За прошедший год по разным поводам президент Путин и премьер-министр Эрдоган встречались 4 раза, что указывает на стратегический характер и высокую степень развития отношений между двумя странами.

Число взаимных визитов высокопоставленных должностных лиц двух стран является количественным показателем, указывающим на качественную сторону межгосударственных отношений. Еще в 1999г. президент России Б.Ельцин не принял премьер-министра Турции Бюлента Эджевита, находящегося в Москве с официальным визитом, однако, при рассмотрении «передвижений» между Москвой и Анкарой в последующие годы, можно убедиться, что за прошедшие 6 лет российско-турецкие отношения претерпели качественные изменения.

11 сентября внесло большие изменения и в мировой, и в региональный баланс сил, что, несомненно, не могло не отразиться на российско-турецких отношениях. После такого переломного события первая российско-турецкая встреча произошла в сентябре 2002г. в Нью-Йорке. Президент России Владимир Путин и президент Турции Ахмед Недждед Сезер участвовали в «Саммите Тысячелетия». Во время встречи Сезер пригласил своего коллегу в Турцию. В декабре 2004г. в российско-турецких отношениях произошло переломное событие: в Анкару с официальным визитом прибыл президент Российской Федерации. Этот визит стал первым за всю историю российско-турецких отношений, если не считать визит председателя ВС СССР Николая Подгорного, посетившего Анкару в 1972г.

Визиту В.Путина последовал визит Р.Т.Эрдогана в Москву. После этого Эрдоган и Путин еще раз встретились в Сочи, Путин еще раз посетил Турцию в конце 2005г., когда в черноморском городе Самсун был официально открыт газопровод «Голубой поток». Для обсуждения наиболее актуальных вопросов между Путиным и Эрдоганом была установлена даже прямая телефонная связь.

По приглашению секретаря Совета Безопасности Российской Федерации в мае 2006г. с трехдневным рабочим визитом в Москву прибыл его турецкий коллега – генеральный секретарь Совета Национальной Безопасности Турции Йигит Альпоган. После этого, в мае 2006г., Анкару посетил министр иностранных дел РФ Сергей Лавров.

Последний официальный визит президента Турции Ахмеда Недждеда Сезера в Москву стал логическим продолжением этих визитов. Кстати, отметим, что предвидится визит спикера парламента Турции Бюлента Арэнчи.

* * *

Чего ожидала Анкара от визита своего президента? Многие специалисты по российско-турецким отношениям отмечают, что сегодня Анкара тесно связана с Москвой и оказывает ей большую стратегическую поддержку, в ответ на которую, по мнению турецких аналитиков, Кремлю пора делать соответствующие шаги.

Так, в вопросе черноморских проливов Турция заняла политическую позицию, созвучную российской, и сейчас не позволяет Соединенным Штатам войти в Черное море. В этом плане, русские, должно быть, очень довольны турками.

Кроме этого, турецкие аналитики отмечают, что в вопросах Ирана и Ирака Анкара однозначно не согласна с подходами Вашингтона и близка к позиции Москвы. Еще Турция содействовала России в вопросах, связанных с организацией «Исламская конференция».

Но самое большое значение имеет поддержка Турцией российской газовой политики. Сопротивляясь США, Турция предоставляет России свою территорию для проведения трубопроводов в Южную Европу и Израиль.

Существенное значение имеют также российско–турецкие торгово-экономические отношения. Согласно российской статистике, товарооборот между двумя странами в 2005г. составил $12,6млрд, а по турецким данным – $15,3 млрд. Объем турецких капиталовложений в России составляет $2млрд. О высоком уровне российско-турецких отношений свидетельствует и то, что Россия, кроме посольства в Анкаре, имеет консульства в Стамбуле и Анталии, а Турция собирается открыть консульство в северной столице России.

За все это Анкара ожидает, что Россия сделает дружеские жесты по следующим пунктам:

Кипр – Россия, как постоянный член Совета Безопасности ООН, может сыграть большую роль в плане протурецкого решения этого вопроса, однако до сих пор занимает прогреческую позицию. Россия не только не признает самопровозглашенную турецкую республику Северный Кипр, но и не снимает эмбарго и не имеет с ней никаких экономических связей. Анкара ожидает, что Москва будет более активно содействовать ей в вопросе Кипра.

Геноцид армян – Вопросы по принятию в России решений о Геноциде турецкие аналитики связывают с фактом проживания в этой стране более двух миллионов армян и их сильным лобби. Однако с недавних пор они замечают протурецкие подходы в российской политике по этому вопросу. В частности, всего месяц назад министр ИД Сергей Лавров заявил, что «как бы для армян ни был важен вопрос Геноцида, он не может быть определяющим в российско-турецких отношениях: это вопрос историков, и не нужно превращать его в инструмент политических деятелей». Это заявление созвучно подходам официальной Анкары, и Турция требует от России более четких подходов в этом вопросе.

Рабочая партия Курдистана – Россия еще не ввела эту партию в свой список террористических организаций, как того требует Анкара. Турки уверены, что Москва, понесшая много потерь от терроризма, в конце концов сделает это, однако очевидно, что Россия будет удерживать курдскую козырную карту до тех пор, пока Анкара будет удерживать чеченскую.

Временное членство в СБ ООН – К 2009-2010гг. Турция стремится стать временным членом СБ ООН, а Россия, будучи постоянным членом Совета Безопасности ООН, может сыграть большую роль в этом вопросе. Во время своего визита Лавров обещал помочь.

Самсун-Джейхан – Основной список чаяний Анкары заключает энергетика. Сегодня активно обсуждается вопрос строительства нового газопровода «Голубой поток-2», а Анкара предлагает Москве подключиться к проекту строящегося нефтепровода из черноморского города Самсун в средиземноморский порт Джейхан: этот нефтепровод разгрузит движение в проливах и станет трассой транспортировки российской нефти на Запад. В свою очередь, российская сторона отдает предпочтение проектам прокладки нефтепровода по Балканам. Визит Сезера был призван переубедить русских.

* * *

В свою очередь, кроме увеличения объемов газового и товарооборота, Россия заинтересована строительством атомной электростанции в Турции, а также перспективой совместного с Турцией производства ракет С-300. О большой заинтересованности России ядерными программами Турции также заявил российский министр энергетики Виктор Христенко на заседании межправительственной комиссии российско-турецкого сотрудничества, прошедшем в Стамбуле. Кроме атомной энергетики, российская сторона намерена принять участие в строительстве гидро- и теплоэлектростанций.

Во время июньской встречи Путин предложил Сезеру сотрудничать в ядерной сфере. Он подчеркнул, что нужно не только стремиться поддерживать тенденции роста товарооборота, но и «сконцентрировать внимание на перманентности и расширении программ капиталовложений». В своей речи Путин наметил первоочередные сферы российско-турецкого сотрудничества, представив в их ряду и атомную энергетику.

Таким образом, российско-турецкое сотрудничество вступило в некий период, который можно назвать партнерским. Какое воздействие возымеет российско-турецкое сотрудничество на российско-армянские отношения? В армянском обществе этот вопрос вызывает естественную озабоченность.


Возврат к списку
Другие материалы автора