РЫЧАГ ВЛИЯНИЯ В ВИДЕ ГАЗОВОГО ВЕНТИЛЯ: КРИТИКА ЗАПАДА И АКТИВНОСТЬ РОССИИ
Сфера межгосударственных поставок такого важнейшего энергоресурса современности, каковым является природный газ, все больше политизируется и рассматривается странами-продуцентами этого энергоресурса в качестве одного из самых действенных рычагов достижения внешнеполитических целей.
Поставка природного газа – весьма емкое по своей геоэкономической насыщенности понятие, включающее такие необходимые элементы на пути от страны-продуцента к конечным потребителям энергоресурса как ценовая политика, строительство трубопроводных магистралей и сопутствующей инфраструктуры на территории третьих стран или инвестиционное проникновение в уже имеющиеся газовые мощности на территории этих стран, диверсификация «газовых предпочтений» страны-продуцента и постановка их в прямую или косвенную зависимость от добрососедских отношений со странами, так или иначе вовлечёнными в систему поставки природного газа.
Последние события на европейской арене межгосударственных отношений показали, что поставка природного газа именно в системном, а значит, в более или менее урегулированном качестве по признакам стабильности, транспарентности, равного подхода в отношениях связки «продуцент-транзитарий-реципиент (получатель)», во многом отсутствует. Игроки на этом сегменте энергетического поля межгосударственных отношений (прежде всего, страны-продуценты газа) скорее заинтересованы в несистемном подходе, что придаёт их действиям большую свободу и позволяет диверсифицировать свои «газовые предпочтения» по внешнеполитическим критериям.
Саммит НАТО в Бухаресте (3-4 апреля 2008г.) в очередной раз показал, что разногласия между основной страной-продуцентом природного газа на европейский рынок – Россией и главными локомотивами Североатлантического альянса по части видения вопроса дальнейшего расширения Альянса на восток и приближения военной инфраструктуры НАТО к непосредственной российской границе носят, как минимум, напряжённый и неразрешимый в ближайшей перспективе характер.
Другого действенного рычага отстаивания своих национальных интересов у России, помимо энергетической «карты» поставок природного газа на рынок европейских стран, на нынешнем этапе нет.
В своих политических средствах влияния на региональном европейском уровне Россия ограничена, и практика показала, что некоторые её попытки правильно сориентировать внешнеполитический курс по отношению к ключевым странам-транзитариям газа на европейский рынок (например, поддержка правительства В.Януковича в Украине) подвержены большой «политической текучести» (в той же Украине правительство В.Януковича сменил кабинет министров во главе с Ю.Тимошенко, одной из главных лоббистов «обходящих» Россию энергетических маршрутов).
Меры военного характера, которые были упомянуты представителями российских властей1, скорее следует рассматривать под призмой укрепления своих рубежей, вписывающихся в объявленный официальной Москвой мораторий на действие для неё положений Договора об обычных вооружённых силах в Европе.
В «наступательном», а не в «оборонительном» плане может быть использован один рычаг, не отягощенный прямой силовой составляющей и находящийся в рамках международно-правовых норм, – поставка природного газа в Европу2.
Нынешняя администрация Белого дома прекрасно осознаёт наличие такого рычага у России, и инициируемая ею политика по диверсификации газовых поставок в Европу в обход России вынуждает последнюю также применять диверсифицированный подход: «дружественность в политике – благоприятные условия поставок газа».
Либерализация внешнего рынка поставок газа, объявленная в качестве принципиального подхода России и означающая равный экономический подход ко всем странам-реципиентам энергоресурса, на данный момент представляется отдалённой перспективой, что обусловлено хотя бы тем, что зачастую на пути от дружественных стране-продуценту странам-реципиентам стоят недружественные для первой или второй страны-транзитарии.
Одним из последних докладов нынешнего положения дел на рынке газовых поставок в Европу из России под углом зрения «неприемлемости» сохранения газовой зависимости первой от второй стала работа эксперта одного из самых авторитетных аналитических институтов США – Центра стратегических и международных исследований в Вашингтоне (Center for Strategic and International Studies) – К.Смит (Keith C. Smith) «Энергетическая политика России и ее вызов для политических деятелей Запада» («Russian Energy Policy and its Challenge to Western Policy Makers», March 2008).
Критика доклада затронула: 1) ценовую политику России на рынке поставок газа в Европу. Так, указывается, что российские компании в быстром режиме устанавливают нетранспарентные контакты с центральноазиатскими поставщиками газа из Туркменистана, Казахстана и Узбекистана и вместе с наличием своих монопольных позиций в сфере трубопроводного обеспечения поставок газа из этого региона Россия получает возможность покупать газ по низкой цене, а продавать его европейским потребителям по такой цене, которая позволяет извлекать прибыль, не имеющую себе равных на мировых рынках. В докладе также указывается, что экспортные поставки газа Россией в Европу уже зависят от возможностей «Газпрома» монополизировать и контролировать поставки газа из Туркменистана, Казахстана и Узбекистана3; 2) монополистические позиции «Газпрома» на рынке поставок газа в Европу с востока и проводимая этой российской компанией активная политика на европейском рынке по вхождению в газовые активы и мощности некоторых ключевых стран-транзитариев. По этому поводу в докладе указывается на заключение «Газпромом» нетранспарентных соглашений с Австрией, Болгарией, Венгрией, Словакией. Особенно подчёркивается, что эти соглашения должны быть проанализированы НАТО более скрупулезно, с точки зрения возможного осложнения ими обеспечения европейской безопасности; 3) стратегию газовой политики России, одна из составляющих которой для автора доклада заключается в том, что Москва резко повышает цены для слабых соседних государств в надежде на повышение долговых обязательств последних и вытекающей отсюда их подверженности допуску на свой внутренний рынок российских компаний. Доклад приводит в этом контексте пример Армении, Беларуси, Молдовы и говорит о подобной «угрозе» и для Украины.
Позиция официальной Москвы в вопросе возможного вступления Украины и Грузии в НАТО категорична: «Мы будем делать всё, чтобы не допустить принятия Украины и Грузии в НАТО и не допустить неизбежно связанного с возможным принятием резкого ухудшения наших отношений и с Альянсом, и с ведущими его членами, и с нашими соседями», – заявил 8 апреля 2008г. министр иностранных дел России С.Лавров (ИА «Интерфакс», 8.04.2008).
На совместной пресс-конференции министров иностранных дел России и Украины в Москве 15 апреля 2008г. глава внешнеполитического ведомства РФ С.Лавров отметил, что у России «есть своя оценка того, как выстраивать отношения на евроатлантическом пространстве, как их выстраивать таким образом, чтобы для всех без исключения расположенных здесь стран создавать равную безопасность и не стремиться обеспечивать безопасность кого бы то ни было за счет безопасности других»4.
Думается, в вопросе вхождения Украины и Грузии в НАТО одну из определяющих ролей будет играть «газовая дипломатия», затрагивающая интересы и третьих стран, в нашем случае – Армению.
Политическому руководству страны предстоит найти ту оптимальную позицию, которая бы сумела сохранить и развивать конструктивный диалог с Североатлантическим альянсом и ключевыми странами этой организации, странами-кандидатами в НАТО и одновременно ближайшими соседями Армении, через которые на ее территорию осуществляются критически важные поставки энергоресурсов, и при этом продолжить курс на развитие особо тесных отношений стратегического сотрудничества с Россией.
1Начальник Генерального штаба России Ю.Балуевский 11 апреля 2008г. заявил, что возможное вступление Украины и Грузии в НАТО вынудит Россию предпринять ответные меры для обеспечения своей безопасности: «Однозначно, Россия предпримет действия, направленные на обеспечение своих интересов вблизи своих границ. Это будут не только меры военного характера, это будут и иные меры». (ИА «Интерфакс», 11.04.2008).
2Размещённая на интернет-сайте ОАО «Газпром» справка по поставкам природного газа компанией на внешние рынки по данным за 2006 год указывает на её лидирующие позиции, прежде всего, на европейском направление. Экспорт природного газа «Газпромом» в Центральную и Западную Европу в 2006г. достиг 151,1 млрд м3 (по сравнению с 147 млрд м3 в 2005г.). Валютная выручка от экспорта товарного газа возросла на 42,5% и достигла рекордно высокого показателя – $37,2 млрд. Доля российского газа в потреблении этого энергоносителя в Центральной и Западной Европе в 2006г. достигла 27%, а в его импорте – 35%. (Справка к конференции «Экспорт газа, диверсификация экспортных маршрутов и поставляемых продуктов», www.gazprom.ru/articles/article24145.shtml, 25.06.2007).
3Последние по времени экспертные оценки потенциала энергетического рынка России указывают на необходимость формирования в стране амортизационных механизмов и проведения на нынешнем этапе активной политики для сохранения и развития роли России как глобальной энергетической державы.
Так, по мнению заместителя министра природных ресурсов РФ А.Варламова, озвученного им во время проведения в апреле текущего года «круглого стола» на тему «Совершенствование государственной политики в области воспроизводства и использования топливно-энергетических ресурсов» в рамках 6-го Всероссийского энергетического форума, при нынешнем положении дел в геологоразведке газа и угля хватит до 2025г., нефти до 2022г., урана до 2018г. Причина в том, что на протяжении как минимум 15 лет добыча энергоносителей в России превышает прирост разведанных запасов. Крупные и гигантские месторождения практически исчерпаны. В дело идут средние, но и на этом российский ТЭК долго не протянет. Затраты на добычу все выше, на разведку – не достаточны. (Российский ТЭК «доедает» запасы, www.energyland.info/interview/2008/04/14/interview_36, 14.04.2008).
4Стенограмма выступления и ответов на вопросы СМИ Министра иностранных дел России С.В.Лаврова на совместной пресс-конференции с Министром иностранных дел Украины В.С.Огрызко, Москва, 15 апреля 2008 года, www.mid.ru/brp_4.nsf/0/8D5DB9473C6C7A7CC325742C0053DE92.
Возврат к списку
Другие материалы автора
- «РОСНЕФТЬ» В ШАГЕ ОТ АРМЕНИИ[30.04.2014]
- К ВОПРОСУ ПОЛИТИЧЕСКИХ УСТОЕВ ОБРАЗОВАНИЯ ДВУХ РАВНОПРАВНЫХ ГОСУДАРСТВ НА ТЕРРИТОРИИ БЫВШЕЙ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ ССР[15.12.2011]
- ТРИ ПРИНЦИПА, ШЕСТЬ ПОЛОЖЕНИЙ И «СТАТУС-КВО ПЛЮС» В КАРАБАХСКОМ УРЕГУЛИРОВАНИИ[13.10.2011]
- СТАТУС И БЕЗОПАСНОСТЬ НАГОРНОГО КАРАБАХА: ЕВРОПЕЙСКИЕ МЕЧТАНИЯ И РЕАЛЬНОСТЬ[15.06.2011]
- ПРОЦЕСС КАРАБАХСКОГО УРЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОДВИГАЕТСЯ С ТРУДОМ[26.05.2011]
- ЭКСПЕРТНОЕ ВОСПРИЯТИЕ И ДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ ОПЫТ США ПРИМЕНИТЕЛЬНО К КАРАБАХСКОМУ УРЕГУЛИРОВАНИЮ[30.03.2011]
- ПОЗИТИВ И НЕГАТИВ ВОЗМОЖНОЙ «ДОРОЖНОЙ КАРТЫ» КАРАБАХСКОГО УРЕГУЛИРОВАНИЯ НА НЫНЕШНЕМ ЭТАПЕ[22.02.2011]
- ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ РОССИЕЙ И ТУРЦИЕЙ В ПОЛЕ ВНИМАНИЯ США И ЕС[16.12.2010]
- ОТНОШЕНИЕ РОССИИ И США К СТАТУС-КВО В ЗОНЕ КАРАБАХСКОГО КОНФЛИКТА[10.11.2010]
- РОССИЯ И НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ТЕКУЩЕГО РАЗВИТИЯ СИТУАЦИИ В ЧЕРНОМОРСКОМ РЕГИОНЕ[06.07.2010]
- ВИЗИТ Р.ЭРДОГАНА В МОСКВУ: ТУРКАМ ХОТЕЛОСЬ БОЛЬШЕГО,ПОЛУЧИЛОСЬ КАК ОБЫЧНО[10.03.2010]