• am
  • ru
  • en
Версия для печати
12.02.2007

Арменоведение в контексте национальной безопасности

   

Гагик Тер-Арутюнян 

Известно, что развитие и конкурентоспособность цивилизаций и отдельных государств существенным образом обусловлены темы идеологическими положениями, которыми они руководствуются. Из сравнительного анализа следует, что в современном мире эффективны лишь те идеологические концепции, в которых гармонично совмещены и дополняют друг друга либеральные, социалистические и национальные/националистические подходы. И если первые два из них принято считать универсальными, общечеловеческими понятиями, то националистическая составляющая является уникальной (исключительной) категорией: она проявляет способности данной нации к военно-политической деятельности, ее социально-экономические возможности и базовый для всего этого совокупный интеллектуальный и духовно-культурный потенциал.

Актуально и важно также то обстоятельство, что в период современной «многополярной холодной войны» конфронтации цивилизационного характера, а также универсализация и глобализация, содержат элементы духовного/культурного противостояния и экспансии. В этих процессах выигрывают те нации и страны, которые действуют более активно и систематизированно, тогда как инертность и пассивность подвергают их безопасность и ход естественного развития серьезным испытаниям. Отсюда следует, что ресурсы, обладающие духовными/культурными и иными цивилизационными характеристиками, имеют стратегическое значение и являются частью такого базового понятия как национальная безопасность (в этой связи отметим, что, согласно принятой классификации, духовными/культурными проблемами занимается информационная безопасность, являющаяся важнейшей составляющей национальной безопасности).

В то же время, подчинение цивилизационных ресурсов национальным интересам предполагает наличие некоторых предусловий. Первостепенным по важности в этих условиях является суть и цивилизационный уровень подобных ресурсов. Несомненно, каждая нация или народность имеют своеобразное, иногда неповторимое культурное наследие, однако в плоскости современных глобальных развитий оно не всегда бывает конкурентоспособно. Другой предпосылкой является способность преобразования теоретически конкурентоспособного цивилизационного потенциала в стратегический ресурс, эффективно действующий в общественно-политической сфере, и его использование в реальности.

В связи с этим нужно признать, что армянство, обладая огромным и конкурентоспособным цивилизационным потенциалом, не всегда умеет использовать его наилучшим образом в сфере своих национальных программ и политических процессов. Более того, создается впечатление, что часто недостаточны также познания нашего общества о собственных цивилизационных ресурсах, т.е. об истории Армении и армянства, географии, языке, культуре, иных духовных и материальных ценностях (иными словами – арменоведении). Следует также констатировать, что арменоведение не обеспечивает сохранение духовных/культурных ценностей, но и создает эти ценности и формирует ментальность их носителей – армянства.

Фундаментальная и прикладная ветви арменоведения. Нынешняя ситуация диктует условное разделение процессов, соотносящихся с арменоведением, на две ветви - фундаментальную и прикладную. Согласно подобному подходу, целью фундаментального арменоведения является содействие национальному самопознанию армянства. В свою очередь, цель прикладного арменоведения – максимально эффективное использовать результаты фундаментальных исследований в информационной, идеологической и политической сферах и, тем самым, поставить их на службу национальным интересам и проблемам обеспечения безопасности Армении и всего армянства. В этом контексте прикладное арменоведение предполагает осуществление созвучных логике политических развитий систематизированных действий в разных сферах жизнедеятельности. Целью этих действий является обеспечение информационной (духовной/культурной) безопасности и конкурентоспособности Армении и всего армянства.

Необходимо особо отметить, что из функций прикладного арменоведения, опирающегося на положения информационной безопасности, вовсе не следует, что вопросы самопознания оттесняются на задний план и превращаются в простые агитационные и политические процессы. Наоборот, прикладные функции арменоведения, актуализируя поднятые научные проблемы, углубляют и расширяют (в международном плане) наши представления о них еще и в фундаментальной плоскости, способствуя тем самым слиянию разных областей арменоведения и появлению новых фундаментальных исследовательских направлений.

Целевая деятельность, осуществляемая в контексте прикладного арменоведения, главным образом лежит в плоскости информационно-пропагандистской деятельности. Эта деятельность, в частности, должна основываться на следующих концептуальных положениях:

  1. Формирование объединяющей разные части армянства идеи армянской (самобытной) цивилизации и ее информационное укоренение в армянском и международном сообществе. Включающее в себя стержневые элементы универсальных ценностных систем понятие армянская цивилизация, в аспекте информационной безопасности рассматривается и как некая сущность, сохраняющая идентичность армянства в нынешний период цивилизационных столкновений (в частности, объединяющая разные части армянства), и одновременно как средство (инструмент) интеграции в глобальное поле и активизации своей роли в нем.
  2. В контексте идеи о государстве, первым принявшем христианство, в центре внимания прикладного арменоведения должна находиться Армянская Апостольская Церковь, играющая стержневую роль в создании и распространении цивилизационных ценностей. С точки зрения осуществления информационной деятельности, она является институциональной структурой, обеспечивающей духовную безопасность Армении и армянства, а в организационном плане – современной и эффективно действующей сетевой структурой, которая перманентно претворяет в жизнь идеи национально-государственного, духовно-идеологического и социального сплочения армянства.
  3. Информационная фиксация идеи армянской цивилизационной перманентности в армянском и международном сообществе. В качестве концептуальных исходных точек принимаются информационные понятия о непрерывности проживания Армянского народа в Армянском нагорье, перманентности разноформатной в разное время армянской государственности.
  4. Формирование в международном сообществе обобщенного информационного образа (имиджа) современной Армении как носителя древнейшей цивилизации, а также полноценного актора современных политических, информационных и научно-технических процессов.
  5. Закрепление положения «Армения является духовным и культурным центром армянства» и разработка на этой основе доктрины отношений Армения-Диаспора, в которой должны быть особо обозначены:
  • необходимость развития диаспороведения как отдельной ветви арменоведения и, в этом контексте, обозначение важности проблем, связанных с разными проявлениями армянской идентичности, в частности, с иноязычными армянами и армянами из других конфессий;
  • учет духовного и интеллектуального потенциала Диаспоры и необходимость формирования общего информационного поля Армения-Диаспора с учетом возможностей, предоставленных современными информационными технологиями;
  • разработка симметричных и асимметричных подходов по отношению к каждой из способствующих или противоречащих нашим национальным интересам стратегий в области арменоведения.

Претворение указанных действий предполагает последовательное осуществление комплекса научных исследований и информационной деятельности, что позволит решить актуальные задачи фундаментального и прикладного арменоведения. То есть для осуществления подобной деятельности необходимо сформировать некую поддерживаемую государством профессиональную структуру, которую условно назовем Арменоведческим центром (АЦ).

Цели и функции Арменоведческого центра: Следует особо отметить, что АЦ должен быть не неким новым центром, осуществляющим фундаментальные исследования в области арменоведения (число последних в РА и за границей достигает нескольких десятков), но координирующим работу подобных центров, содействующим перспективным и актуальным исследованиям. АЦ должен стать информационно, общественно и политически значимой организацией и, в частности, осуществлять систематизированную деятельность по следующим направлениям:

  • проводить непрерывный мониторинг деятельности существующих арменоведческих структур и, исходя из анализа полученных данных, стараться координировать их деятельность. В том случае, если подобные структуры преследуют антинаучные, политизированные цели, противоречащие нашим национальным интересам, АЦ должен попытаться нейтрализовать их деятельность в информационном поле;
  • оповещать международные научные круги и широкую общественность о фундаментальных арменоведческих разработках;
  • вести пропагандистскую деятельность в направлении формирования за границей положительного цивилизационного «имиджа» Армении и армянства.

Арменоведческий центр и система информационной безопасности. Очевидно, что предполагаемый АЦ должен действовать по принципу современных «мозговых центров» и быть частью системы, сформированной подобными же центрами. Целью такой системы, в частности, должно быть оказание экспертно-консультационных услуг политическому руководству страны в контексте наших национальных интересов и национальной/информационной безопасности.

В этой связи нужно подчеркнуть, что современное арменоведение должно идти в ногу с сегодняшними политическими развитиями, а политологические исследования в основе своей должны быть «арменоведческими» (в широком смысле этого слова). То есть арменоведческие и политологические программы должны усиливать и дополнять друг друга. Несомненно, в системе информационной безопасности свое особое место должны иметь структуры, занимающиеся улучшением имиджа РА за границей, проблемами Диаспоры и репатриации. С этими структурами АЦ должен сотрудничать по принципу взаимного дополнения и взаимного усиления.


Возврат к списку
Другие материалы автора