• am
  • ru
  • en
Версия для печати
21.02.2008

ПРЕЗИДЕНТСКИЕ ВЫБОРЫ В АРМЕНИИ: ПУТИ РАЗВИТИЯ СТРАНЫ

   

Вячеслав Никонов, Вартан Тоганян

Вячеслав НИКОНОВ, президент Фонда «Русский мир»

На прошлой неделе Фонд «Русский мир» открыл в Армении первый русский ресурсный центр, который открывает доступ жителей Армении к новейшей российской литературе, к Интернет-ресурсам, аудио- и видеоресурсам, программам и методикам изучения русского языка. Центр был открыт в Ереванском государственном университете при большом стечении народа и внимания СМИ. Мы и дальше будем открывать такие центры в Армении, в странах СНГ и других странах.

На прошлой неделе также были обнародованы результаты соцопроса английской службы общественного мнения. Она выявила ситуацию, которая внешне весьма похожа на российскую предвыборную ситуацию.

Есть один кандидат, который выступает, условно говоря, в весовой категории первого вице-премьера Дмитрия Медведева. Это премьер Серж Саркисян.

Есть два кандидата весовой категории лидера КПРФ Геннадия Зюганова и лидера ЛДПР Владимира Жириновского. Это экс-спикер парламента Армении Артур Багдасарян и первый президент Левон Тер-Петросян. И есть все остальные, которые находятся в третьей категории.

Саркисян имел рейтинг порядка 51% голосов, с учетом неопределившихся это давало ему значительный перевес и победу в первом туре. В основе этого электорального рывка лежит не только ресурс власти, но и серьезный социально-экономический задел. Армения – одна из самых динамичных стран, причем не только постсоветского пространства, но и в мире. 13% рост ВВП – таким ростом могут похвастаться две-три страны в мире. Если учесть, что это достигнуто без нефти и газа, это весьма впечатляюще.

Явно меняется настроение людей. Сейчас настроение гораздо лучше, чем десять, пять, два года назад. Внешне страна также меняется в лучшую сторону.

Определенную роль играет российский фактор. Саркисян совершенно справедливо воспринимается как человек, который пользуется благорасположением Москвы. В Армении антироссийских настроений нет, пророссийские настроения весьма сильны. Тот же опрос показал, что более 80% армянского населения симпатизирует России.

Саркисян пользуется поддержкой российского руководства. Он является другом президента Владимира Путина. Они знакомы на протяжении многих лет. Они возглавляли параллельно силовые структуры, когда Путин еще не был премьером. Они сотрудничали в рамках СНГ и разного рода координационных силовых структур. Саркисян очень хорошо себя зарекомендовал в последний год, когда он бы председателем Межгосударственной комиссии по экономическому сотрудничеству. Все-таки ни с одной страной у нас не было такого рывка в наращивании экономических связей – 68% в течение 2007 года.

Поэтому с точки зрения политической и электоральной у Саркисяна не должно быть проблем с победой. Но ситуация в Армении не только электоральная. В Армении идет жесткая борьба, которая очень хорошо заметна в уличной агитации, прессе. Только зарубежных наблюдателей в Армении более 300. И это при том, что всего в Армении где-то 1900 избирательных участков.

Если говорить о реальных конкурентах, то по опросам они отстают очень сильно. У Багдасаряна 13%, у Тер-Петросяна – 12%. Вставал вопрос об объединении оппозиции, создании единого оппозиционного фронта протии Саркисяна. Единый фронт там явно не вырисовывается. Некоторые политические лидеры вели кампанию скорее против Тер-Петросяна, нежели Саркисяна. Альянс Багдасаряна и Тер-Петросяна выглядел менее фантастичным. Но и не очень реалистичным. Официально альянс можно было создать до 9 февраля, когда можно было снять свою кандидатуру.

Но и тогда этот альянс не вполне бы работал. Во-первых, это два очень амбициозных политика. Кроме того, исследования общественного мнения показывали, что электората Багдасаряна не готов поддерживать Тер-Петросяна, только половина уходила в эту сторону. Но, напротив, если бы снимался Тер-Петросян, его электорат уходил к сильнейшему оппоненту Саркисяна. В случае снятия Багдасаряна Тер-Петросян выиграл бы мало, и наоборот, в случае снятия Тер-Петросяна выиграл бы много Багдасарян, но это абсолютно нереальная ситуация. Не могу представить себе, чтобы Тер-Петросян снял свою кандидатуру.

Оппозиция активно использует улицу. Показателем был митинг в субботу, в котором, по разным оценкам, было около 30 тыс. участников. Примечательно, что это был самый организованный митинг оппозиции. Это был явно подготовленный митинг. На митинге Тер-Петросян заявил о том, что если власть не хочет обращаться с оппозицией по-хорошему, то она может прибегнуть к силовым действиям. То есть, на мой взгляд, спокойных выборов не будет. Оппозиция с исходом голосования не смирится. Но я далек от того, что в стране возможна цветная революция.

При этом оппозиция очень активно разыгрывает российскую карту. Она активно говорит о том, что тоже ориентируется на Москву и идет на очевидные подтасовки. Много шума вокруг интервью Тер-Петросяна газете «Известия». На самом деле, никакого интервью с ним газета «Известия» не публиковала. К этому же ряду я отнес бы сообщение, что якобы Тер-Петросян приезжал в Москву и встречался с Медведевым. В секретариате Медведева мне сказали, что встречи нет, не было и не будет.

Все-таки у Тер-Петросяна нет репутации пророссийского политика. Должен заметить, что именно при Тер-Петросяне были закрыты российские школы.

Оппозиция использует при этом карабахскую карту во внутриполитической борьбе. Саркисяна постоянно обвиняют в том, что он является представителем карабахского клана. В прессе оппозиции очень много говорится о том, что если победит Саркисян, то карабахцы окончательно займут все государственные посты, что для карабахцев будут снижены цены. Именно в этом плане используется карабахский фактор.

Что касается статуса Карабаха, этот вопрос не является темой избирательной кампании. Есть очевидный консенсус. Провластные СМИ подозревают Тер-Петросяна, что, как и раньше, он может быть сторонником компромисса по карабахскому вопросу. Тер-Петросян это отрицает.

В целом карабахский фактор играет меньшую роль, чем вопросы, связанные с честностью во власти, экономической ситуацией, социальными проблемами.

Вартан ТОГАНЯН, генеральный директор Евразийской медиа-группы

Я хотел бы развеять некоторые мифы относительно выборов в Армении. Тер-Петросян и Багдасарян очень давно и аккуратно используют российскую карту, говоря о том, что Россия не поддерживает ни одного кандидата, а общается в том числе с представителями оппозиции, что при Тер-Петросяне отношения с Россией активно развивались.

Второй миф. Лидеры оппозиции ставят под сомнение всю экономическую политику, которая существует в стране. Тем самым электорат, внешний крупный бизнес, в том числе российский, получают сигналы, что возможен пересмотр результатов экономической политики. Это грозит очень серьезной внутренней дестабилизацией.

Еще один миф – власть мешает нормальному предвыборному процессу. Но мы знаем, что количество наблюдателей превышает количество наблюдателей на выборах других постсоветских стран. Оппозиция активно присутствует в СМИ.

Последний вопрос, который активно спекулируется, – российская пресса несомненно поддерживает кандидатов оппозиции. Многие армянские политики дают интервью российской прессе, так что делать отсюда выводы о безоговорочной поддержке не стоит.

www.eurasianhome.org
Возврат к списку