• am
  • ru
  • en
Версия для печати
03.03.2008

«ОРАНЖЕВЫЙ СЦЕНАРИЙ» ДЛЯ АРМЕНИИ: ОТСЧЕТ ВРЕМЕНИ ПОШЕЛ

   

Андрей Арешев

Вечером 1 марта - в канун президентских выборов в России – резко обострилась ситуация в Ереване. Кульминация внутриполитического кризиса в стране, являющейся военно-политическим союзником России в Закавказье, не может не иметь серьезные последствия и для самой Армении, и для российской внешней политики на южном направлении.

В ходе массовых беспорядков, которые произошли в Ереване 1-го и в ночь на 2-е марта, «мирные демонстранты» начали грабить и крушить все вокруг себя, нападать на сотрудников правоохранительных органов. Как отмечается в распространенном заявлении полиции Армении, толпа, собравшаяся ночью около мэрии Еревана, стала неуправляемой. Хулиганы сожгли несколько машин, в том числе полицейских, разгромлены киоски и магазины (в их числе – построенный в 2007 году «Дом Москвы», объекты на проспекте Маштоца и др.). Произошли вооруженные стычки между полицейскими и митингующими, в результате которых 8 полицейских получили огнестрельные ранения, некоторые - тяжелые. По свидетельствам очевидцев, практически все погромщики – молодые люди.

Надо признать, что в определенный момент ситуация вышла из-под контроля властей. Это вынудило президента Роберта Кочаряна объявить о введении с 1 марта в столице чрезвычайного положения сроком на 20 дней. Соответствующий указ уже одобрен на экстренном заседании парламента. К подавлению беспорядков будут привлечены части регулярной армии, что подтверждает серьезный характер происходящего.

Утром 1 марта полиция разогнала несанкционированный митинг радикальной оппозиции, расположившийся лагерем на площади Оперы после президентских выборов 19 февраля. Противники победившего на выборах премьер-министра Армении Сержа Саркисяна, возглавляемые экс-президентом Левоном Тер-Петросяном, еще за две недели до выборов «демократически» заявили, что никакого результата, кроме своей победы, они не признают.

Митинг в Ереване, объявленный бессрочным, стал калькой с украинского «майдана» с его громкой музыкой, палатками, агрессивными речевками и рингтонами, психически неуравновешенными ораторами и прочими традиционными для «оранжевых революций» методами, включая сатанинские пляски Левона Тер-Петросяна. При этом "защитники демократии", многие из которых организованно свозились из соседних с Ереваном поселков, отличались крайней нетерпимостью по отношению ко всем тем, кто не с ними, - "мессия" Тер-Петросян даже называл несогласных с его позицией "подонками нации". По мере того, как надежды протестующих на раскол аппарата власти (и прежде всего силовых структур) угасали, среди участников «майдана» стали распространяться наркотики. Появились вооруженные люди с призывами захватывать ключевые объекты в Ереване, в первую очередь – здание телевидения.

Надо отдать должное властям Армении: они проявляли завидную сдержанность, чтобы не довести дело до внутригражданских столкновений, тем более – в дни 20-й годовщины сумгаитского погрома («Мишико» Саакашвили разогнал гораздо более мирный митинг своих противников куда быстрее и грубее, чем это сделали армянские власти). Однако возникшая ситуация не могла продолжаться до бесконечности – толпа в Ереване, да еще и периодически слоняющаяся по центральным улицам, становилась прямой угрозой нормальному функционированию гражданских и государственных институтов. Утром 1 марта митингующие были оттеснены с площади Оперы и перешли сначала к французскому посольству, а затем, рассредоточившись, оттеснили полицейских и начали возводить в центре Еревана баррикады. Организаторы беспорядков прикрывались женщинами и детьми. При этом хулиганов, среди которых было немало пьяных, вооружили трубами, арматурой, бутылками с бензином, камнями, а также огнестрельным оружием. «Самое худшее то, что эти выстрелы делаются в ситуации, когда позади стреляющих находятся безоружные участники митинга. Стрелявший выходил из-за машины, стрелял в военных, и затем снова прятался. Ответная стрельба означала бы жертвы среди безоружных людей. Впечатление было такое, что провоцировали стрельбу, чтобы были дополнительные жертвы», - сказал выступивший с экстренным заявлением Р.Кочарян. Чтобы положить конец бесчинствам, власти прибегли к помощи армии.

Итак, «оранжевый сценарий» в Армении, о котором предупреждали не раз, запущен. Бывали в армянской истории и более сложные времена, но нынешнее положение опасно тем, что в республике провоцируется внутреннее гражданское противостояние, ход которого внимательно отслеживается, прежде всего, в Турции и Азербайджане. По-видимому, действующему (и уходящему) президенту Роберту Кочаряну и его преемнику удастся удержать ситуацию под контролем, но сейчас речь о другом. По международному престижу Армении нанесен сильный удар. Сторонники Тер-Петросяна и стоящие за ним силы1 этого и добивались, используя не только промахи властей, но организационную поддержку дипломатических миссий западных государств – метод, широко опробованный в Грузии, на Украине, в Киргизии.

Роль западных миссий в ереванских событиях уже четко проявилась. Так, 1 марта в посольстве Германии состоялась встреча послов некоторых стран Евросоюза, ОБСЕ и ООН с представителями Левона Тер-Петросяна. После этой встречи уличные беспорядки в Ереване приняли угрожающий поворот. Особенно циничным выглядело «осуждение» со стороны ОБСЕ действий полиции и призыв к властям «проявить сдержанность». Не исключено, что первые положительные оценки западными наблюдателями прошедших 19 февраля выборов с самого начала были двойной игрой и сейчас они, выбрав момент, заявят об изменении своей позиции и «нелегитимности» победы Сержа Саркисяна. "Мы должны быть открыты перед возможностью усиливать и эксплуатировать критичность, если это соответствует нашим [американским. - А.А.] национальным интересам…, - провозгласил когда-то бывший сопредседатель Минской группы по Нагорному Карабаху Стивен Манн. - Мы уже предпринимаем меры для усиления хаоса, когда содействуем в новых странах демократии и рыночным реформам, когда развиваем средства массовой информации через частный сектор"2.

«Меры для усиления хаоса» в Армении, синхронизированные с президентскими выборами в России, предприняты в первую очередь для решающего отрыва Еревана от военно-политического союза с Москвой. Последствия этих игр Запада на геополитической «шахматной доске» для самой Армении, как и для Нагорного Карабаха, могут быть самыми плачевными.

Детальный анализ ереванских событий впереди, но некоторые уроки уже ясны.

1) Государственная власть должна быть уверена в широкой поддержке населения и уметь действовать на опережение. «Левона Тер-Петросяна и его окружение чрезвычайно расстроило то обстоятельство, - сказал Роберт Кочарян, - что на предложение премьер-министра Армении Сержа Саркисяна о сотрудничестве откликнулись все кандидаты в президенты». Действительно, объявление о подписании коалиционного соглашения между Республиканской партией, «Процветающей Арменией» и «Оринянц Еркир» с перспективой присоединения к ним АРФ «Дашнакцутюн» не оставляло тер-петросяновцам ни единого шанса в легальной политике. А вложенные деньги надо отрабатывать. Тер-Петросян в конце концов призвал своих сторонников разойтись, но только до окончания срока действия чрезвычайного положения. А значит, вполне возможно, что через 20 дней он вновь начнет разрушать государственную машину и превращать народ в толпу, раскалывая его на разобщенные, ненавидящие друг друга группировки, как он это пытался делать последовательно и целенаправленно последние несколько месяцев.

2) В указе Президента Армении о введении чрезвычайного положения говорится, что сторонники Тер-Петросяна, не смирившись с реальностью понесенного поражения, предприняли противозаконные действия, в числе которых - накопление оружия и боеприпасов и доставка их в места скопления людей, проведение несанкционированных митингов и шествий. Государство обязано пресекать подобные действия, невзирая ни на какие призывы зарубежных посольств и НПО к «сдержанности»! Когда представитель иностранной дипломатической миссии, здание которой больше походит на укрепленную военную базу, вызывает «на ковер» представителей правоохранительных органов страны пребывания, - суверенным такое государство долго не останется! Чуть раньше, чуть позже силовые структуры этого государства будут парализованы и отдадут сначала столицу, а затем и всю страну во власть «оранжевых» мародеров.

3) В мире, где орудует «глобальный гегемон», государству нужны четкие внешнеполитические ориентиры. Не менее важна внятная государственная идеология. В свое время именно Тер-Петросян заявил о «ненужности» национально-государственной идеологии как таковой. Ее подменили «общечеловеческими либеральными ценностями», которые в условиях Армении приняли особо уродливый, разрушительный характер3. Все это - на руку провокаторам и преступникам. Если государственная власть, подавив беспорядки, не произведет срочного оздоровления ситуации в стране, а будет дальше убаюкивать народ двузначными цифрами ежегодного экономического роста, нынешние «оранжевые» бесчинства в Ереване могут стать началом конца армянской государственности.

1См. например: В. Коваленко. $7 млн. на революцию // Крымское эхо. 30 января 2008 г.; И. Чилингарян. «Американские горки» армянской оппозиции // Голос Армении. 14 февраля 2008 г.

2Steven R. Mann. The Reaction to Chaos // Complexity, Global Politics, and National Security. Edited by David S. Alberts and Thomas J. Czerwinski. National Defense University Washington, D.C. 1998. Приводится на сайте: www.intelros.ru/engine/print.php?newsid=175&news_page=1

3Примечательно, что из российских политиков Тер-Петросяна поддержали только ставленники Чубайса - Белых и Гозман.

www.fondsk.ru
Возврат к списку
Другие материалы автора