• am
  • ru
  • en
Версия для печати
17.04.2006

Русская Православная церковь и христианское измерение проблемы прав и свобод человека

   

3-5 апреля 2006г. в Москве проходил X Всемирный Русский Народный Собор, посвященный обсуждению вопросов православной концепции прав человека в условиях современности. На основе обсуждения была принята Декларация о правах и достоинстве человека.

Поскольку вышеназванная проблематика представляет значительный интерес также для Армении, ниже приводятся комментарий эксперта фонда «Нораванк» Тамары Варданян, текст посвященного этим проблемам интервью председателя ОВЦС, митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла еженедельнику «Аргументы и факты» № 14 (1327) от 5 апреля 2006 года, а также текст принятой Декларации.

X Всемирный Русский Народный Собор навстречу вызовам 21-го века

Тамара Варданян

Важнейший мировоззренческий вопрос, волнующий человечество в современном глобализующемся мире, – это связь идеи прав и свобод личности с проблемой ее нравственной ответственности. Христианской мысли свойственно связывать идею достоинства личности с вопросом о нравственности, в то время как в основе либеральной философии лежит верховенство права, а не нравственности. В христианской морали грех имеет разрушительное действие на душу человека, в то время как либеральная идеология игнорирует понятие и проблему греха.

Вытеснение понятия греха из повседневной жизни и из сферы интеллектуального дискурса приводит к размыванию в сознании людей границы между добром и злом. Но свобода личности как ценность должна связываться с различением добра и зла, нравственным выбором, традиционной моралью. Здесь уместно вспомнить слова апостола Павла: «К свободе вы призваны, братья, только чтобы свобода ваша не была, не служила к угождению плоти».

Таким образом, согласно истинному христианскому вероучению, существуют ценности, которые стоят выше прав человека. Это такие ценности, как вера, нравственность, святыни, Отечество.

Обсуждению вопросов православной концепции прав человека был посвящен происходивший с 3 по 5 апреля 2006г. в Москве X Всемирный Русский Народный Собор.

С концептуальной речью выступил председатель Отдела внешних церковных связей, митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. По словам митрополита Кирилла, «понимание прав человека не разработано в православном богословии, поскольку в его основе лежат ценности западной культуры, а православные никогда не принимали никакого участия в выработке этой концепции. Когда СССР подписал Всеобщую декларацию прав человека, это был «политический блеф»: советские лидеры понимали, что этот документ не может быть реализован. Однако сейчас, в постперестроечное время, концепция прав человека стала закладываться в основу законодательного процесса в России, и у православных в нашей стране появилась необходимость осмыслить эту новую реальность». По словам главы ОВЦС, это «вызов не только православному богословию, но и всей нашей истории».

Армения и армяне также не отгорожены от вышеназванных ценностных и мировоззренческих вызовов. Армянской Апостольской церковью не разработаны соответствующие «инструменты» для противодействия этим вызовам и для достойной интеграции нашего общества в глобализующий мир. Следовательно, одной из актуальных проблем современности является объединение научно-интеллектуального потенциала армян для выработки позиции по отношению к новым ценностным ориентирам.

X Всемирный Русский Народный Собор на основе обсуждения принял Декларацию о правах и достоинстве человека.

Ниже приводится текст интервью председателя ОВЦС, митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла еженедельнику «Аргументы и факты» № 14 (1327) от 5 апреля 2006г., а также текст принятой Декларации.



Митрополит Кирилл: «Грех становится модным, и это опасно»

В дни работы Х Всемирного Русского Народного Собора председатель ОВЦС ответил на вопросы еженедельника «Аргументы и факты» № 14 (1327) от 5 апреля 2006г.

О правах человека, о Великом Посте и о строгих пастырях

– Владыка, 4 апреля в Москве открылся X Всемирный Русский Народный Собор – крупнейший общественный форум. Основной темой его стали права человека и достоинство личности. Для юбилейного Собора выбрана эта тема потому, что для нашей страны данная проблема особенно остра?

– Тот факт, что в нашей стране есть прискорбные случаи ущемления человеческих прав, не нуждается в доказательствах. Средства массовой информации доносят до нас сведения об этом почти каждый день. Но главная причина, по которой сегодня Собор обращается к философскому осмыслению данной темы, не только в этом.

Сравнивая различные культурно-цивилизационные модели, мы убеждаемся, что наиболее драматичные различия между ними лежат именно в сфере отношения к человеку, понимания роли человеческой личности в мире. Совершенно очевидно, что тема человека, его прав, свобод и ответственности, находится на острие всех мировоззренческих споров о том, каким должно стать наше общее будущее, как избегнуть конфликтов между различными нациями, верованиями, традициями. Начало XXI века со всей очевидностью свидетельствует: мир вступил в эпоху глобализации. Что несет эта новая ситуация роду человеческому? Только ли безудержную экспансию западного цивилизационного стандарта, навязываемого всем остальным народам, или существует убедительная альтернатива однополярному миру?

Я глубоко убежден: все многообразие Божьего творения не может быть сведено к одной-единственной модели существования. Одна цивилизация, пусть даже самая могущественная и влиятельная, коей сегодня является западная, не сможет заставить все остальное человечество жить по ее законам, органичным и исторически мотивированным для нее самой, но не являющимся таковыми для других народов и культур. Мы, православные, готовы уважать мировоззренческий выбор других людей. Но вправе ли мы молча наблюдать, как на месте тысячелетней отечественной духовной традиции пытаются насадить исторически чуждые нашему народу стандарты поведения, нормы жизни? Думаю, такие же вопросы задают себе живущие в России мусульмане, буддисты, иудеи...

Россия, будучи страной многонациональной и многоконфессиональной, обладает уникальным многовековым опытом построения собственной многоукладной цивилизации. Полагаю, наше право и обязанность состоят в том, чтобы поделиться им со всем миром. Это, в частности, и пытается ныне сделать Всемирный Русский Собор.

Рождение и смерть – во власти Божией

– В этом году на «Оскар» номинировался фильм о плотской любви двух американских ковбоев. В Англии разрешили заключать однополые браки. Российская эстрада наводнена гомосексуалистами и лесбиянками. Что думает Церковь об этой странной моде?

– Согласно Священному Писанию, гомосексуализм является грехом, и надо, наконец, перестать делать из грешников героев, предлагать обществу грех и отклонение от нормы в привлекательной упаковке, соблазняя и совращая таким образом людей. Этот путь ведет к разрушению человека, к духовной смерти.

История знает множество примеров того, как искушения, перед которыми вовремя не был поставлен заслон, подтачивали и превращали в руины цветущие цивилизации. Достаточно вспомнить Римскую империю – высокоорганизованную, многонациональную, блистательную общность людей древнего мира, рухнувшую именно потому, что над непобедимым Римом одержали верх человеческие грехи и слабости его граждан, и не в последнюю очередь – грехи плотские.

При этом напомню, что Церковь, воюя с грехом как таковым и осуждая его, одновременно протягивает самим грешникам руку помощи.

– В прошлом году в Европе с согласия мужа отключили от аппаратов жизнеобеспечения находящуюся в коме больную. Сейчас перед подобным выбором стоят сыновья Ариэля Шарона. Каково отношение Православной Церкви к эвтаназии?

– Церковь не может принять идею эвтаназии как разновидности осуждаемых ею самоубийства и убийства. Приход в мир человека зависит от Бога, равно как и смерть – это дело Бога. Любое искусственное прекращение жизни является грехом. Но в ситуации, подобной происходящему с Ариэлем Шароном, не все так просто. Ведь эвтаназия – это умерщвление реально существующей человеческой личности. Является ли личностью то, что лишено сознания, воли, чувств, – особенно если нет никакой надежды на их восстановление? Если надежды на улучшение нет, то тогда не будет ли прекращение интенсивной терапии и реанимационных мероприятий констатацией того факта, что человеческая личность мертва? Пока на подобные вопросы нет окончательного богословского ответа.

– Работы по клонированию человека запрещены во всем мире. Церковью они также осуждаются. Но ведь таким образом можно было бы возвращать родителям безвременно ушедших детей! Вы с этим не согласны?

– Вмешательство в Божий замысел о человеке очень опасно. Клонирование – это путь к обществу, наполненному разумными нечеловеками. Человеческое вторжение в замысел Творца непременно обернется страшной трагедией для рода людского.

Если умирает ребенок, то родителям нужно стремиться не к тому, чтобы клонировать его, а к тому, чтобы с доверием к Богу, со смирением, с мужеством принять совершившееся. Смерть приходит не случайно. Может быть, таким образом Бог оградил ребенка от каких-то страшных поступков или ужасной судьбы в будущем. А может быть, это необходимо было для самих родителей. Христианский подход заключается в том, чтобы со смирением и надеждой принимать волю Божию.

Бог есть любовь

– Многие сегодня придерживаются Великого Поста следуя моде, обращая внимание лишь на внешние проявления. От скоромной пищи отказываются, но молитв не читают и в храмы не ходят. Как Церковь относится к таким людям?

– Слава Богу, если человек делает хотя бы маленький шаг в правильном направлении. И дай Бог, чтобы традиция поста в полной мере возродилась в нашем народе! Тем не менее, хочется напомнить, что цель поста – внутренняя перемена, изменение состояния души. Ограничения в пище – лишь необходимое физическое условие духовного совершенствования. Если человек, воздерживаясь от скоромной пищи, продолжает посещать казино или тиранить своих близких, то этим он уничтожает всякое положительное действие воздержания в пище.

– За 70 лет в СССР выросло несколько поколений атеистов, мы забыли элементарные правила поведения в храмах. Но некоторые священнослужители относятся к людям очень строго, без снисхождения. Как это сопрягается с цитатой из Первого послания Иоанна: «Бог есть любовь»?

– Проблема чрезмерно строгих пастырей, к сожалению, существует. Ведь многие священники также родом из атеистического прошлого и порой еще несколько лет назад даже не были членами Церкви. Их задача сегодня – впитать в себя традицию Русского Православия. Понять, что пастырь должен обращается к пасомому с любовью, даже говоря ему «нет». Иначе он никогда не достигнет цели спасения людей.

Верующим же я советую не отчаиваться. У нас много храмов и много священников, всегда можно поискать и найти себе достойного духовника. Помните, что Русская Церковь, к которой принадлежали и Пушкин, и Достоевский, и Суворов, и ученые мужи, и благочестивые люди, и все русские святые, куда больше, чем отдельный духовник. Право, не стоит разочаровываться в Церкви, если не удовлетворил ответ того или иного батюшки!



Декларация о правах и достоинстве человека X Всемирного Русского Народного Собора

Сознавая, что мир переживает переломный момент истории, стоит перед угрозой конфликта цивилизаций, по-разному понимающих человека и его предназначение, — Всемирный Русский Народный Собор от имени самобытной русской цивилизации принимает настоящую декларацию.

 

Человек как образ Божий имеет особую ценность, которая не может быть отнята. Она должна уважаться каждым из нас, обществом и государством. Совершая добро, личность приобретает достоинство. Таким образом, мы различаем ценность и достоинство личности. Ценность — это то, что дано, достоинство — это то, что приобретается.

Вечный нравственный закон имеет в душе человека твердую основу, не зависящую от культуры, национальности, жизненных обстоятельств. Эта основа заложена Творцом в человеческую природу и проявляется в совести. Однако голос совести может быть заглушен грехом. Именно поэтому различению добра и зла призвана содействовать религиозная традиция, имеющая своим Первоисточником Бога.

Мы различаем две свободы: внутреннюю свободу от зла и свободу нравственного выбора. Свобода от зла является самоценной. Свобода же выбора приобретает ценность, а личность — достоинство, когда человек выбирает добро. Наоборот, свобода выбора ведет к саморазрушению и наносит урон достоинству человека, когда тот избирает зло.

Права человека имеют основанием ценность личности и должны быть направлены на реализацию ее достоинства. Именно поэтому содержание прав человека не может не быть связано с нравственностью. Отрыв этих прав от нравственности означает их профанацию, ибо безнравственного достоинства не бывает.

Мы — за право на жизнь и против «права» на смерть, за право на созидание и против «права» на разрушение. Мы признаем права и свободы человека в той мере, в какой они помогают восхождению личности к добру, охраняют ее от внутреннего и внешнего зла, позволяют ей положительно реализоваться в обществе. В этом свете нами уважаются не только гражданские, политические права и свободы, но также социальные, экономические и культурные права.

Права и свободы неразрывно связаны с обязанностями и ответственностью человека. Личность, реализуя свои интересы, призвана соотносить их с интересами ближнего, семьи, местной общины, народа, всего человечества.

Существуют ценности, которые стоят не ниже прав человека. Это такие ценности, как вера, нравственность, святыни, Отечество. Когда эти ценности и реализация прав человека вступают в противоречие, общество, государство и закон должны гармонично сочетать то и другое. Нельзя допускать ситуаций, при которых осуществление прав человека подавляло бы веру и нравственную традицию, приводило бы к оскорблению религиозных и национальных чувств, почитаемых святынь, угрожало бы существованию Отечества. Опасным видится и «изобретение» таких «прав», которые узаконивают поведение, осуждаемое традиционной моралью и всеми историческими религиями.

Мы отвергаем политику двойных стандартов в области прав человека, а также попытки использовать эти права для продвижения политических, идеологических, военных и экономических интересов, для навязывания определенного государственного и общественного строя.

Мы готовы к сотрудничеству с государством и со всеми благонамеренными силами в деле обеспечения прав человека. Особыми областями такого сотрудничества должны стать сохранение прав наций и этнических групп на их религию, язык и культуру, отстаивание свободы вероисповедания и права верующих на свой образ жизни, противостояние преступлениям на национальной и религиозной почве, защита личности от произвола властей и работодателей, попечение о правах военнослужащих, охрана прав ребенка, забота о людях, находящихся в местах заключения и социальных учреждениях, защита жертв деструктивных сект, недопущение тотального контроля над частной жизнью и убеждениями человека, противодействие вовлечению людей в преступность, коррупцию, работорговлю, проституцию, наркоманию, игроманию.

Мы стремимся к диалогу с людьми разных вер и взглядов по вопросам прав человека и их места в иерархии ценностей. Сегодня такой диалог, как ничто другое, поможет избежать конфликта цивилизаций, достичь мирного сочетания на планете различных мировоззрений, культур, правовых и политических систем. От того, насколько людям удастся решить эту задачу, зависит их будущее.

Москва, 4-6 апреля 2006г.
Возврат к списку