• am
  • ru
  • en
Версия для печати
08.06.2006

Ориентализм как дискурс

   

Аракс Пашаян

Ориентализм (или востоковедение) – западная дисциплина, которая приобрела самостоятельное значение и была поставлена на научную основу в 18-19 вв. Однако методология ориентализма спорна и для отдельных теоретиков стала предметом дискуссии.

Монография «Ориентализм», опубликованная в 1978г. известным американским обществоведом и культурологом палестинского происхождения Эдвардом Уади Саидом (1935-2003гг.), поставила современное востоковедение в сложную ситуацию: в свете предложенных Саидом положений востоковедение могло предстать лженаукой.

В своих комментариях к дискурсу (критике, полемике, диспуту) ориентализма в западной аналитике Саид исследует сферу ориентализма, являющейся не чем иным как колониальным дискурсом. Он представляет некую созданную в колониальных обществах систему положений, в которой колонизированные могут видеть себя сквозь призму чужого восприятия. Саид показывает, по какой логике или с какой точки зрения Запад рассматривает незападную часть мира.

Ориентализм определяет Восток не в географическом (East), а культурологическом смысле (Orient). Колонизация Востока означала для европейцев не только экономическое владение им, но и его осмысление. Для Запада Восток является Другим, отличающимся от собственного, миром. Восток это место, которое можно описать и изучить, обжить и обучить, управлять им и одновременно защищаться от него. Ориентализм, фактически, является западным методом установления господства над Востоком, его перекройки и доминирования над ним. Саид отмечает, что невозможно понять эту строго систематизированную дисциплину, с помощью которой европейская культура была в состоянии управлять Востоком и даже создать его – в политическом, военном, идеологическом, научном и воображаемом аспектах, если не рассматривать ориентализм в качестве дискурса.

По мнению Саида, ориентализм был сформирован в интеллектуальной, «виртуальной» сфере трех великих империй – Великобритании, Франции и США, как некий империалистический дискурс о мире, псевдонаучность многих положений которого Саид доказывает несколькими аргументами. Для ориентализма привычно рассматривать Восток в его общности, с догматичными, абстрактными и отвлеченными обобщениями. Он не хочет и не может исследовать живых людей и динамичные процессы, протекающие на Востоке. В результате Восток представляется как некая изолированная, замкнутая, статичная система, как некий придаточный Европе мир, которому неведомы собственные история и культура и который не в состоянии даже самоидентифицироваться. Для восполнения этого пробела Европа выступает в роли демиурга культуры, истории и гаранта будущего Востока.

Ориенталистский дискурс подчеркнуто отличает рациональный, развитый, гуманный, стоящий на «вершине» Запад от Востока, блуждающего в потемках, неразвитого и очутившегося на низших ступеньках. Различия становятся исходной точкой для разработки теорий по Востоку, восточным народам и касающихся их проблем. Саид уверен, что именно сравнительный метод, примененный Западом по отношению к Востоку и восточным народам, сформировал неправильные представления об онтологическом и гносеологическом неравенстве Запада и Востока. Саид почти не сомневается в том, что интерес Запада к Востоку носит лишь политический характер, а что исходная позиция ориентализма тем более политизирована.

Интерес европейца к Востоку, проявленный в 19 веке, в его сознании был обусловлен, в первую очередь, императивом восприятия Востока как колонии. Однако, вместе с тем, ориентализм является не только политической темой. Скорее всего, ориентализм являет экспансии геополитического сознания с помощью художественных, научных, экономических, социологических, исторических и филологических текстов.

Согласно Саиду, взаимопроникновение академического смысла ориентализма и его более или менее воображаемых характеристик носит перманентный характер, а с конца 18 века между ними установилось вполне упорядоченное движение. Ориентализм, как некая целостность теории и процесса, был создан благодаря значительным внедрениям в области системных знаний о Востоке и явился общепризнанным «ситом», процеживающим Восток при его вливании в западное сознание. Ориентализм создал лишь удобный в плане изучения схематичный образ Востока, проявленный в тенденциозных обобщениях, в результате чего на свет появились виртуальные определения, обоснованные лишь обобщающими понятиями.

Ориентализм основывается на противоречиях и создает понятия-антиподы типа «Европа - Азия» или «Восток - Запад». Между тем, по мнению Саида, ориентализм исказил и исковеркал знание: вместо того, чтобы рассматривать события и явления в ракурсе динамики и опыта истории, что закономерно для всего мира, ориентализм, как правило, умещает их в им же созданные стереотипы, вызывая тем самым искусственное раздвоение. Доказательством тому являются полюсы, нередко встречающиеся в дискурсе ориентализма, как, например, ислам и арабы с одной стороны, а христианский Запад – с другой. Именно по этой причине ориентализм как дискурс очень уязвим. Он стереотипичен по своему мышлению, а в более широком смысле стереотипичен в претворении своей идеологии.

Благодаря «выявленным» противоречиям, посредством ориентализма Запад проявил свое показное превосходство. В результате была создана примитивная модель Востока, которая служит и теоретическо-идеологическим и практическо-политическим требованиям Запада.

Западное определение Востока помогло ему воспринять и оценить Европу (или Запад) в образе антипода, как неприемлемый опыт и антагонистическую идею. Запад использовал Восток в качестве предмета академического исследования, посредством чего стало возможным сформировать множество целевых точек зрения о человечестве и мире в целом.

Став объектом исследований и размышлений, Восток попал в зависимость от прихотей разнородных западных ученых.

В 2003г., через годы после выхода в свет книги «Ориентализм», при обсуждении политики США в отношении Ирака Эдвард Саид отметил, что Запад продолжает рассматривать Восток с тех же субъективных ориенталистских позиций, что и сотни лет назад.


Возврат к списку
Другие материалы автора