«Все, что направлено против национального, направлено против человечества» (интервью с заместителем председателя РПА М.Лалаяном)

- В идеологии РПА национализм занимает ключевое место. Однако сегодня он воспринимается неоднозначно. Как определяет это понятие РПА?
- Прежде всего, надо сказать, что социальные науки еще не дали единого и приемлемого определения национализма: существует некая путаница национального, националистического и шовинистического. Следуя классическим подходам армянского национализма, мы идентифицируем понятия «национальное» и «националистическое» (не случайна идентичность этих понятий в западноармянском диалекте) и, в то же время, мы не приемлем шовинизм, как и любой фанатизм. В соответствии с этим, национализм как чувство, образ мышления и метод действия – это естественное и справедливое стремление какой-либо нации сохранять верность своему образу жизни и существовать на своей Родине, не имея при этом притязаний к чужой Родине и не навязывая другим свой образ жизни, т.е. не нарушая естественного созидательного порядка гармоничного сосуществования наций. Это означает, что национализм продиктован самим существованием наций и как таковой является непреходящей ценностью.
В этом формулировке национализму чужды нетерпимость, ксенофобия и неестественная гигантомания, свойственные шовинизму. К сожалению, многие в армянской среде продолжают воспринимать и оценивать национализм некими западными или же коммунистическими критериями и представлять его как экстремизм и шовинизм. И по сей день значительная часть наших ученых, государственных и политических деятелей оценивает национализм на примере тех политических течений в других странах, где в качестве базы этой идеи используется часть несознательной толпы или же люмпен-элементы: о здоровых националистических силах не говорится ни слова. Замалчивается суть истории армянского национализма, давно сформулированная идеология, глубокомыслие представляющих ее личностей.
Сегодня существует мнение, что национализм среди нас не может иметь благодатной почвы из-за моноэтничности Армении. Несомненно, это является результатом несостоятельности воспринять суть национализма и желания видеть лишь его теневую сторону. Национализм, как было отмечено выше, ставит перед конкретной нацией цель обеспечить долговечность ее же существования на своей Родине, сохранять верность своим ценностям, развивать их. В соответствии с этим, независимо от того, моноэтнична Армения или нет, для нас важна задача объединения Родины и утверждения Армянской ценностной системы.
Государство Армения создано для претворения чаяний Армянской нации, следовательно, государственная политика Армении в глубине своей должна быть национальной-армянской, сиречь – националистической.
- Какое из принятых на сегодня идеологических направлений в мире созвучно идеологии РПА?
- Из принятых в современном мире идеологических направлений идеологии РПА по сути близок классический консерватизм. В этом смысле РПА – национальная консервативная партия.
Вообще, под «консерватизмом» понимается сохранение положительно воспринятых человечеством и исторические оправданных основополагающих ценностей и этических норм. В этом смысле, в основе классического консерватизма лежит ряд стержневых понятий, положений, которые для нас принципиально приемлемы. Например, Бог, Родина, нация, традиционная семья, устойчивая система этических норм и т.д.
Для нас приемлемо предпочтение, которое консерватизм отдает постоянному, вечному в противовес преходящему, временному; конкретике мышления – в противовес абстракциям. Приемлем также основополагающий подход классического консерватизма, согласно которому реформирование общества должно осуществляться путем перманентных, частичных и поэтапных преобразований, и любая реформа должна соответствовать традиционной ценностной системе. Экономический либерализм и частная собственность, являющиеся одними из основополагающих ценностей консерватизма, ценны и для нас.
- В основе идеологии РПА лежит учение Цегакрон (Родопочитание) Гарегина Нждэ. Не сужает ли это идеологическое поле партии?
- Правильнее будет сказать, что в основе идеологии РПА лежит общее учение Гарегина Нждэ, в котором, конечно же, Родопочитание занимает стержневое положение. Нужно отметить, что общечеловеческая ценность учения Нждэ не менее важна, чем его националистическая грань. И если мы сумеем представить миру Нждэ и его учение как общечеловеческую ценность, то, будьте уверены, когда-нибудь он займет достойное место среди великих мира сего.
Так что, учение Нждэ не только не сужает идеологическое поле партии, но и существенно расширяет его, приобщая национальное к непреходящим общечеловеческим ценностям.
- Сегодняшние глобализационные процессы являются серьезным вызовом национальной идентичности. Как идеология РПА рассматривает проблему сочетания национального и общечеловеческого?
- Разнообразие и богатство видов в природе существуют изначально. Абстрактного по сути человечества не существует: человечество состоит из наций, и каждый человек со своей нацией входит в состав человечества. Духовный мир всякой нации неповторим и своеобразен. Человечество богато нациями, и оскудевает потерей какой либо из них, теряя при этом уникальный естественный способ восприятия, мышления и самовыражения, уникальный духовный мир. Следовательно, то, что направлено против национального, направлено против человечества.
Несомненно, национальная самобытность не предполагает изоляцию от мира или национальный эгоизм. Нации, кроме своеобразия, имеют также общие характеристики. Они очевидны при уточнении отношений с Богом (не случайна мысль, что все истинные религии ведут к единому Богу), а также в подходах по отношению к общественным классам, экономическим формам и науке. Однако все это, в той или иной степени, несет на себе печать данной нации. Потому каждая нация имеет свое христианство или свой социализм, и, можно добавить к этому, свойственный только ей либерализм, демократию и т.п.
Таким образом, хотя все нации, как творения Создателя, сближаются в плоскости Вечности и Абсолюта, однако каждая из них имеет свой путь к Творцу, точнее – данный ей путь. Таков естественный богоданный порядок гармоничного сосуществования наций. Суть его также в том, что любое национальное становится общечеловеческим лишь на пути к совершенству.
Национальное своеобразие или всемирное однообразие? Этот вопрос вновь поставлен перед человечеством. Очевидна задача теорий, пропагандирующих однообразие, и сил, стоящих за ними: спекулируя процессами интеграции, навязать всем нациям однообразный нравы, однообразную культуру, экономическую форму, строй, мышление, короче говоря – стандартный жизненный уклад гражданина мира.
Культурное сближение наций (но не ассимиляция), объединение в научно-технической, экономической сферах (а не изоляция), т.е. духовное, культурное своеобразие и цивилизационная общность: так мы понимаем естественный миропорядок, таково наше восприятие национального и общечеловеческого.
- Стержневое значение в идеологии РПА имеют понятия «национальная идеология» и «сверхзадача - предназначение нации». Как вы их комментируете?
- Любая жизнестойкая, осознающая свое предназначение нация, исходя из собственного мировосприятия, определяет свою систему ценностей, свои цели и чаяния, предопределяет стратегию своего дальнейшего существования: теоретизированная целостность всего этого становится идеологией данной нации. Эта идеология превращается в некое Евангелие, которым нация руководствуется в течение своего существования. Без этой идеологии нация теряет жизнестойкость в борьбе за выживание среди себе подобных. Без этого нация становится приспособленческой, беспринципной в своих действиях, неспособной сориентироваться в целях и конкретике, и часто, как игрушка случая, оказывается на периферии исторической арены: свидетельство тому – борьба наций за существование. Этому учит и наша история, многие из кровавых и горестных страниц которой являются результатом отсутствия собственной идеологии и влияния чуждых ценностей и теорий.
По нашему мнению, Национальная идеология, как система национальных идей, как гносеология миссии Нации, существует изначально, с рождения Нации, и проблема заключается не в том, чтобы создать ее, но познать и открыть для себя.
Тем не менее, Национальная идеология не есть некий целостный документ и вбирает в себя ряд идейных систем, которые, несмотря на свои различия в плане эпох и осязаемых плоскостей, одинаковы по своей сути. В Армянской идеологии наличествуют и Алфавит, и Эпос, и армянское Богопостижение, и Родопочитание, и Таронаканутюн... и предстоящее сотворение ценного: каждый из этих элементов имеет свое особое место в системе и придает целостность Армянской идеологии.
В армянском обществе часты разговоры о том, фальшива или реальна сама категория «национальная идеология». Те, кто объявляет национальную идеологию фальшивой, пожалуй, исходят из того, что не может быть одной, единой идеологии для всех членов или частей армянства (т.е. – армянского народа). Мы также утверждаем, что не может быть всеобщей идеологии для всех, кто представляется армянином (например, для патриота и предателя, трудящегося и вора). Но, безусловно, есть общие идеи и ценности (Родина, Независимость, Язык, Культура и т.п.) для всех тех армян, которые, более или менее чувствуют свои обязательства перед Нацией и Родиной. А Национальная идеология, по другой формулировке, является той всеобщей системой идей и ценностей, что духовно или сознательно связывает, скрепляет членов Нации. Недоразумением является то (если, конечно, это не делается умышленно), что в понятие «Армянская нация» некоторые включают всех, кто называет себя армянином (на самом деле имея в виду армянский народ), а мы – лишь тех, кто хочет оставаться армянином, кто стремится жить как армянин (т.е. армянскую нацию).
Понятно, что национальная идеология должна проистекать из национальной сверхзадачи, вектора продвижения в будущее, которые определяются осознанием своей миссии.
Армянскую миссию и сверхзадачу мы понимаем и определяем так: непрерывным развитием собственного Духа и обеспечением вечного пребывания Армянской нации в Армении приблизиться к Вечности и Абсолюту, сиречь Создателю.
Это наша предопределенная миссия, данная изначально.
Есть, однако, и другая миссия, которую принимаешь добровольно, когда зришь нарушение божественного миропорядка.
Подлые духом всегда стремятся завладеть миром, навязывая, утверждая свой неестественный порядок. Тогда как владеть миром следует утверждая и храня естественный божественный миропорядок: порядок, при котором каждая нация, в соответствии со своим естественным духовным и мыслительным образом, вносит свою лепту в претворение общечеловеческих дел и целей.
Эта всемирная миссия осуществима, если существует соратничество всех тех, кто готов бороться за утверждение истинной ценностной системы и истинного миропорядка, будучи озабоченным сохранением всего духовного и человечного, обеспечением гармоничного многообразия наций.
В одном случае мы ответственны только за нас, в другом – за всех.
- Каковы идеологические подходы РПА в вопросах поддержки диаспоры?
- В чем смысл сохранения диаспоры в духе армянства, или что есть потеря диаспоры для армянства? Это вопросы, которые нуждаются в ответах именно сегодня, когда наблюдаются беспрецедентные темпы ассимиляции диаспоры, а многие из наших соотечественников там спрашивают себя, для чего им нужны школа, церковь, противостояние ассимиляции в инородной среде, если все это затрудняет им жизнь, их стремление к благосостоянию?
Мы говорим: смысл сохранения колоний имеет лишь одну цель – их возвращение в Армению в качестве армян, сохранение их чувства армянства до репатриации.
В ракурсе сохранения этого чувства, диаспора имеет лишь один путь – возвращение на святую землю предков: в противном случае она обречена на исчезновение с исторической арены путем постепенной ассимиляции.
Несомненно, потеря диаспоры для нас является еще и количественной потерей, но преобладает здесь качественный аспект, т.е. потеря сущностная. Потеря диаспоры настолько же опасна для нашей идентичности, насколько потеря захваченной чужеземцем Западной Армении. И связь армянства с диаспорой для нас, в первую очередь, является сущностной связью.
Стремясь к обретению потерянной Родины, мы вожделеем не к заветной экономической или иной корысти, а, прежде всего, к восполнению исковерканной сути: теряя диаспору, мы вновь теряем сущность, более искажаем ее.
И те армяне диаспоры, для которых бытие в качестве армянина, воспитание потомков в том же качестве являются смыслом жизни, конечно же, должны стремиться и будут стремиться возвратиться на Родину.
Естественно, что если нет этих чувств, не сформировано это сознательное поле, то человек не вернется на Родину. Отношения с подобными людьми нужно строить в иной плоскости, исходя из необходимости построения глобальной армянской системы.
Возврат к списку