Проблемы армяно-грузинских отношений и анализ ситуации в Джавахке на современном этапе

В последнее время в политической дискуссии как в Армении, так и в Грузии актуализируется проблема двусторонних межгосударственных отношений. Данные различных социологических опросов в обеих странах показывают, что общественность Армении и Грузии по-разному воспринимает перспективы политического взаимодействия двух стран. При этом многие оценивают их весьма негативно: если для армянской общественности главным негативом является опасение углубления грузино-турецких взаимоотношений, а также взаимоотношения Тбилиси с Баку, то для грузинского политического класса основным раздражителем является армяно-российское стратегическое партнерство.
Естественно, что важнейшим фактором при анализе взаимоотношений Грузии и Армении является проблемы Джавахка, равно как многочисленные вопросы, связанные с армянским населением в иных регионах Грузии, особенно в Тбилиси. Причем если для Тбилиси данные вопросы рассматриваются в основном в свете «сепаратистских и экстремистских» настроений армян Джавахка, «претензий» армян на церкви и культурные объекты в Грузии, то для многих в Армении все эти проблемы ограничиваются в основном только вопросами сохранения армянского этнического элемента в Джавахке, а также минимального обеспечения политических, языковых и религиозных прав армянского меньшинства Грузии. В таких условиях проблемы более детального рассмотрения и анализа перспектив армяно-грузинских отношений приобретают особую актуальность.
Сдержанный и реалистичный анализ всего спектра проблем, стоящих перед двумя странами, позволяет надеяться, несмотря на все вышеуказанные и иные проблемы и трудности, что армяно-грузинские отношения все еще имеют все предпосылки оставаться стабильно прочными и добрососедскими, а в перспективе – приобрести характер стратегического партнерства. Однако при этом не надо бояться озвучивать и пытаться решать те серьезные проблемы и возникающие трудности, которые стоят между двумя народами и государствами.
В этом плане следует упомянуть, что многовековая историческая общность армянского и грузинского народов действительно является прочной основой для тесных и добрососедских межгосударственных отношений Армении с Грузией, и это не просто слова или преувеличение. Большой положительный вклад армян в развитие грузинской государственности и культуры на протяжении столетий также может являться важным элементом, способствующим углублению отношения двух стран и народов, хотя история с так называемыми «спорными армянскими церквами» показывает, что это весьма деликатная и болезненная для грузинской общественности тема. Во многом это связано с той непропорционально большой ролью (причем законодательно закрепленной), которую играет в нынешней грузинской политической жизни Грузинская Православная Церковь. И не всегда особая роль ГПЦ в грузинской общественно-политической жизни играет стабилизирующую роль во взаимоотношениях Грузинской епархии Армянской Апостольской Церкви с грузинским государством или грузинской общественностью. Не секрет, что центральная грузинская власть давно бы могла решить вопрос принадлежности 6 «спорных армянских церквей» и возвратить их ААЦ, если бы не опасалась широкого негативного общественного резонанса и давления со стороны ГПЦ в своей стране.
С другой стороны, после восстановления независимости двух стран Грузия выступала и продолжает выступать важным коммуникационным и экономическим партнером Армении, и динамика сотрудничества в этой сфере стабильно развивается и углубляется, реализуются совместные инвестиционные проекты. Конечно, нельзя забывать и то, что ввиду многих внутриполитических проблем в 1990-х гг. Грузия не была в состоянии полностью обеспечивать безопасность своих внутренних коммуникаций, а высокий уровень коррупции в этой стране превращал поездки армянских водителей по грузинским дорогам почти в сплошной кошмар. Однако следует также признать, что одним из немногих, но реальных достижений «Революции Роз» 2003г. стало решение именно этой «дорожной проблемы» и ситуация на дорогах Грузии с этого времени несравненно улучшилась. Вместе с тем, проблема коммуникационной значимости Грузии для Армении не должна быть самоцелью или своеобразным ограничителем, который препятствовал бы активному инициированию со стороны армянского правительства и армянской общественности необходимости обсуждения с грузинскими коллегами на всех уровнях имеющихся в отношениях двух стран проблем и сложностей.
При этом важно учесть тот положительный момент, что в последние годы все четче проявляется общность политических подходов двух стран по проблемам европейской и евро-атлантической интеграции, которые должны стать еще большим стимулом для углубления стратегического партнерства и добрососедства между Арменией и Грузией. Поэтому тесное армяно-грузинское сотрудничество в сфере внешней политики и безопасности в перспективе имеет большие возможности, что приведет к новой ситуации в системе региональной безопасности Южного Кавказа. Однако наряду с этим учет мнения Армении в сфере безопасности со стороны Тбилиси должен обязательно сопрягаться и с серьезной корректировкой его подходов по отношению к армянскому населению Джавахка и решению его политических и социально-экономических проблем, а также с поиском новых механизмов по обеспечению его физической безопасности после вывода российских войск с территории Грузии. В решении данной задачи Тбилиси и Ереван должны искать новых партнеров, которые могут выступать гарантом развития их политических отношений как элемента региональной стабильности и безопасности всего Южного Кавказа. Армения жизненно заинтересована в гарантиях личных, политических, социально-экономических, религиозных, культурно-образовательных и языковых прав всех граждан Грузии армянского происхождения – особенно населения Джавахка – с учетом имеющихся международных и европейских норм и стандартов, а также обязательств по защите национальных и религиозных меньшинств, добровольно взятых на себя Грузией при вступлении в ряд международных организаций. Армения оказывала и будет оказывать всемерное содействие Грузии в осуществлении социально-экономических и культурно-образовательных программ, развитии местного самоуправления в Джавахке, а также большей политической интеграции армян этого региона в общественно-политическую жизнь страны. Однако и со стороны властей Грузии должна проявляться аналогичная готовность к решению таких проблем.
К сожалению, это зачастую сводится со стороны официального Тбилиси лишь к чисто декларативным и декоративным мероприятиям. Не случайно, что власти Армении на самых высоких уровнях особо отмечают данную проблему. В частности, речь идет о заявления премьер-министра А.Маргаряна, которое было сделано летом 2006 г. по результатам его встреч с руководством Грузии. За последнее время это стало одним из наиболее жестких заявлений армянского правительства по проблеме Джавахка, особенно с учетом того, что было адресовано именно официальному Тбилиси. И действительно, на фоне процессов вывода российской 62-й военной базы, которая имела определенное положительное влияние на социально-экономическую ситуацию в Джавахке, практически не заметно никаких реальных мер грузинского правительства по улучшению ситуации в этом регионе.
Ссылки официального Тбилиси на скорую реализацию в Самцхе-Джавахетии ряда проектов в рамках американской программы «Вызовы Тысячелетия» уже не воспринимаются ни армянскими властями, ни населением Джавахка достаточно убедительными для решения насущных проблем региона. Во-первых, данная американская программа (частичная реализация которой стала возможным во многом вследствие давления армянской общины США) реально начнет реализовываться в Джавахке лишь в начале 2007г., а во-вторых, имея целью практически только реабилитацию автомобильного сообщения региона с Тбилиси, не предусматривает иных масштабных социальных проектов в Джавахке, которые дали бы быстрый эффект и способствовали улучшению положения местного населения в краткосрочной перспективе.
Для дальнейшего стабильного взаимодействия двух стран в сложившихся геополитических и экономических условиях необходим поиск нового формата отношений, который должен скорректировать подходы двух стран, которые по определенным аспектам не вполне совпадают. В перспективе важным стабилизирующим элементом двустороннего сотрудничества Армении и Грузии могут стать процессы их европейской интеграции, особенно в рамках новой программы ЕС «Политика европейского соседства». Однако наиболее реальным стабили-зирующим фактором для перспектив двустороннего сотрудничества станет более предметное и детальное нахождение решений по самой острой политической проблеме, существующей в отношениях Армении и Грузии – улучшению ситуации в Джавахке и защите в полном объеме прав армянского населения Грузии и его интеграции в общественно-политическую жизнь этой страны.
После ряда конфликтных инцидентов и событий в Джавахке в течение 2005г., в основном связанных с процессами вокруг вывода российских военных баз из Грузии, с начала 2006г. ситуация в этом регионе Джавахке оставалась относительно стабильной. Наиболее крупным и опасным инцидентом явились события, связанные с убийством 9 марта армянского юноши Г.Геворкяна (и ранением еще двух) в прилегающем к северу к Джавахку армянонаселенном Цалкском районе Грузии. Как известно, в этом районе грузинские власти с середины 1990-х гг. проводят активную политику по изменению демографической картины и заселению его этническими грузинами, сванами и аджарцами. Это приводит к многочисленным инцидентам на этнической и бытовой почве между грузинскими переселенцами и коренным армяно-греческим населением Цалкского района. Упомянутое убийство, которое, по мнению представителей армянских общественно-политических движений, имело ярко выраженный этнический оттенок, повлекло целый ряд митингов и акций протеста в Ахалкалаки со стороны армянского населения Джавахка.
В настоящее время развитие общественно-политических процессов в регионе Джавахка (как и во всей Грузии) проходит под влиянием намеченных на 5 октября 2006г. выборов в органы местного самоуправления. Как известно, ранее говорилось, что выборы пройдут не ранее декабря нынешнего года, однако довольно неожиданно для политической элиты и общественности Грузии власти назначали эти выборы намного раньше. Считается, это было сделано для того, чтобы оппозиция не смогла бы подготовиться к выборам, что дает преимущество правящей партии, учитывая значительно снизившийся рейтинг М.Саакашвили и правящего «Национального движения». Армянские общественно-политические движения Джавахка также оказались неготовыми к такому развитию событий, что усложнялось тем, что согласно действующему грузинскому законодательству, они не могут быть зарегистрированы в качестве политической партии, которая может участвовать в выборах. Тем не менее несомненно, что представители ведущих армянских общественно-политических движений Джавахка примут участие в выборах или в индивидуальном порядке, или же (согласно установившейся политической практике) могут быть зарегистрированы в качестве представителей общегрузинских политических партий – как проправительственных, так и оппозиционных.
В целом, в последнее время несколько изменилась общественно-политическая ситуация внутри региона и взаимоотношения между действующими политическими организациями. Значительно нивелировался фактор «клановости» как фактор внутриполитической борьбы в Джавахке, несколько ослабли позиции и влияние традиционных организаций, которые пользовались поддержкой некоторых политических сил Армении и диаспоры. Это связано с тем, что некоторые из них (как, например, партия «Вирк»), будучи связаны с российской базой, по мере процессов ее вывода значительно потеряли свое влияние и ресурсы, что отчетливо проявилось в ходе неудачных акций протеста против начала вывода вооружений и военной техники с 62-й российской военной базы в конце апреля – начале мая 2006г. Что касается Совета общественно-политических движений Самцхе-Джавахка (поддерживаемого определенными политическими силами внутри Армении и в диаспоре), то некоторое снижение влияния этой организации в последние месяцы можно объяснить начавшимися кадровыми изменениями и ее структурной реорганизаций. Определенное влияние в последние месяцы получили движение «Единый Джавахк» и молодежная организация «ДЖЕММ», усилиями которых во многом активизировалась культурная жизнь региона, проводится работа с молодежью Джавахка и т.д. «ДЖЕММ» явился наиболее активной политической силой, организовавшей массовые акции протеста после убийства армянского юноши в Цалке в марте 2006г. Данная организация также пользуется поддержкой некоторых политических и благотворительных организаций Армении и диаспоры. В целом можно отметить, что в последнее время наблюдается активизация деятельности ряда армянских благотворительных организаций из диаспоры, а также армянской церкви, что положительно отражается на развитии социально-экономической, культурной и образовательной жизни региона.
Некоторые эксперты и представители армянских общественно-политических движений высказывают опасение тем, что относительная стабилизация и снижение конфликтогенного потенциала в Джавахке вызваны лишь желанием грузинского руководства выиграть время и не провоцировать события вплоть до полного вывода 62-й российской военной базы из Ахалкалаки к концу 2007г. После этого, по их мнению, можно ожидать нового витка давления и активизации политических процессов со стороны грузинских властей. При этом процесс вывода российской базы из Ахалкалаки продолжается согласно графику. Однако вызывает опасения информация, что, возможно, определенная часть выводимой через Азербайджан военной техники и вооружения официально передается российскими военными азербайджанской стороне. В частности, согласно некоторой информации, с 62-й базы Азербайджану было официально передано 8 танков Т-72, якобы за счет оплаты за транзит, а также другое вооружение и военное имущество. Согласно неофициальной сведениям работников российской базы, имели факты неоднократной «пропажи» целых вагонов с имуществом базы на территории Азербайджана.
В то же время, несмотря на выполняемый график вывода военной техники и вооружения, по мнению некоторых офицеров 62-й РВБ, количество имеющегося на базе вооружения и военного имущества таково, что завершить полный вывод базы в намеченные сроки не удастся. Однако данная информация не афишируется, и весьма сложно говорить о ее достоверности. Как бы то ни было, к концу 2007г., когда встанет вопрос о полном закрытии российской базы, можно ожидать активизации и даже обострения политических процессов в Джавахке, которые могут серьезно отразиться на дальнейшем развитии армяно-грузинских отношений и региональной безопасности.
Возврат к списку
Другие материалы автора
- ПРОТИВОРЕЧИВАЯ ЛОГИКА ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕАЛИЙ: ЧТО ОЗНАЧАЕТ АКТИВИЗАЦИЯ РОССИЙСКО-АЗЕРБАЙДЖАНСКОГО ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА?[23.09.2013]
- НАГОРНЫЙ КАРАБАХ: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К ПЕРСПЕКТИВАМ УРЕГУЛИРОВАНИЯ[02.05.2013]
- «АРМЕНИЗАЦИЯ» ВНУТРИПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ ГРУЗИИ?[28.03.2013]
- О РОЛИ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ФАКТОРА В КАРАБАХСКОМ КОНФЛИКТЕ: НОВОЕ ПЕРЕОСМЫСЛЕНИЕ?[10.12.2012]
- ИРАНСКИЙ КРИЗИС И «СИТУАТИВНОЕ» СДЕРЖИВАНИЕ В КАРАБАХСКОМ КОНФЛИКТЕ[15.10.2012]
- ПАРЛАМЕНТСКИЕ ВЫБОРЫ В ГРУЗИИ: СТРАНА ПЕРЕД СУДЬБОНОСНЫМ СОБЫТИЕМ[24.09.2012]
- ВИЗИТ С ПОСЛЕДСТВИЯМИ: ИТОГИ РЕГИОНАЛЬНОГО ВОЯЖА ГОССЕКРЕТАРЯ США ХИЛАРИ КЛИНТОН НА ЮЖНЫЙ КАВКАЗ[27.07.2012]
- АРМЯНО-ГРУЗИНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ: ДИНАМИКА И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ[14.02.2012]
- ДИНАМИКА И ТЕНДЕНЦИИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ РЕСПУБЛИКИ АРМЕНИЯ И США: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ[01.09.2011]
- ВОЗМОЖНОСТИ МЕЖДУНАРОДНОГО МИРОТВОЧЕСТВА В КАРАБАХСКОМ КОНФЛИКТЕ: МИФЫ И РЕАЛИИ[14.02.2011]
- МЕХАНИЗМ ПОДДЕРЖАНИЯ МИРА В КАРАБАХСКОМ КОНФЛИКТЕ: ТЕОРИЯ СДЕРЖИВАНИЯ В УСЛОВИЯХ АССИМЕТРИЧНОЙ ГОНКИ ВООРУЖЕНИЙ[04.11.2010]