• am
  • ru
  • en
Версия для печати
26.02.2007

Убийство Гранта Динка и политические развития

   

Саргис Арутюнян

Если в 2006г. вопросом номер один можно было считать развития вокруг Карабахской проблемы, то в этом году довольно большой шанс удостоиться этой «чести» имеют армяно-турецкие отношения. Как и в случае с карабахскими развитиями, любое серьезное изменение в отношениях между Арменией и Турцией может воздействовать на весь регион.

Не случайно, что, как минимум, два международных силовых центра, из числа представленных на Южном Кавказе, сегодня сосредоточили свои региональные усилия преимущественно в направлении изменения армяно-турецких отношений.

В контексте вышесказанного очевидно, что убийство Гранта Динка – редактора армянской газеты «Агос», совершенное 19 января в Стамбуле, не только касается армяно-турецких отношений, но и умещается в плоскости региональных развитий.

Новые тенденции в армяно-турецких отношениях

Нужно обратить внимание на то обстоятельство, что вопрос армяно-турецких отношений фактически стал одним из элементов предвыборной кампании в Армении. То же самое может произойти и в Турции, где в мае и ноябре текущего года должны состояться президентские и парламентские выборы1. Однако в Армении ситуация специфична по следующим причинам:

  • было объявлено, что для одной из самых влиятельных сил армянской политической элиты этот вопрос имеет первостепенное значение, чего не было на протяжении, как минимум, девяти лет;
  • развития в этом направлении нужно рассматривать в контексте новых подходов, выказываемых Ереваном в отношениях с Евросоюзом и Соединенными Штатами.

В течение прошедших нескольких месяцев официальный Ереван дважды открыто обращался к Анкаре с предложением установить дипломатические отношения. В американской «The Wall Street Journal» (22 декабря 2006г.) и брюссельской «European Voice»2 (1 февраля 2007г.) были опубликованы статьи министра обороны РА Сержа Саркисяна, основным содержанием которых был призыв к Турции нормализовать отношения между двумя странами.

Маловероятно, чтобы в преддверии ожидаемых в Армении парламентских выборов такой влиятельный политический деятель в столь короткий промежуток времени дважды выступил с подобной несвойственной ему и рискованной публичной акцией, не имея при этом гарантий успеха.

Не менее важен механизм осуществления этой акции. Известно, что публикация во влиятельных западных СМИ материалов концептуального плана является одним из механизмов представления важных внешнеполитических инициатив постсоветских (и не только) стран и, в первую очередь, России. Причем подобное представление инициатив предполагает обеспечение соответствующей реакции на нее, в том числе со стороны западной политической элиты. В случае с Арменией можно добавить, что инициатива исходила не только от официального Еревана.

И, наконец, не нужно игнорировать то обстоятельство, что турецкое информационное поле в целом позитивно отреагировало на открытый призыв министра обороны РА. Заметим, что подобная позиция вряд ли является результатом решений, принятых на уровне редакторов.

Освещение убийства Гранта Динка в информационном поле

Согласно данным организации «Reporters without borders», в течение 2006г. в мире было убито 81 журналиста и 32 так называемых медиа-ассистентов.

Убийству Гранта Динка – главного редактора стамбульской армянской газеты «Агос», в международном информационном поле уделили много места. Хотя, кроме армянских и турецких СМИ, события освещало множество европейских, российских и ближневосточных СМИ, однако примечательно, что это убийство сочли одной из главных новостей международного информационного потока американские, британские и французские СМИ.

Как минимум три дня – в день убийства, на следующий день (20 января) и в день похорон Гранта Динка (23 января) – тема убийства Динка была одной из первых трех в информационных выпусках телекомпаний CNN, BBC и EuroNews. Например, в некоторых информационных выпусках CNN от 20 января видеоматериал об убийстве Динка не только был первым, обойдя даже тему Ирака: второй материал также был на эту тему.

Важным является и то обстоятельство, что, особенно в некоторых американских СМИ, к теме об убийстве редактора «Агоса» обращались именитые американские обозреватели и журналисты.

Однако в международном информационном поле тема убийства Гранта Динка была выделена в результате реакции на это высших политических кругов.

Кроме соболезнований президента РА Роберта Кочаряна, Католикоса Всех Армян Гарегина Второго, премьера Турции Р.Эрдогана, осудили убийство и послали соболезнования родственникам Гранта Динка также президент Франции Жак Ширак, министр внутренних дел и кандидат от французских правых на предстоящих президентских выборах Никола Саркози, министр иностранных дел Франции Филип Дуст-Блази, премьер Италии Романо Проди, а на уровне министерств иностранных дел – Соединенные Штаты, Германия (еще и в качестве председательствующей ныне страны в Евросоюзе), Греция, генсек Европейского Совета Тери Дэвис.

30 января Джозеф Кроули – член Группы содействия Армении в Конгрессе США, представил для обсуждения в Палате Представителей резолюцию, осуждающую убийство Динка. 1 февраля его примеру последовал Джозеф Байден – председатель Комиссии по внешним отношениям Сената США, представив на обсуждение Сената такую же резолюцию, а 2 февраля 42 конгрессмена США послали премьеру Турции Р.Эрдогану письмо, осуждающее убийство журналиста.

1 февраля Парламент Евросоюза почтил память главного редактора «Агоса» минутой молчания. Ранее, 26 января, стало известно, что Европейский суд по правам человека принял к рассмотрению иск Гранта Динка, представленный им после того, как, в соответствии со статьей 301 УК Турции (оскорбление туркизма), в этой стране его приговорили к лишению свободы сроком на 6 месяцев.

Внутренние развития в Турции

В связи с убийством Гранта Динка в Турции произошло множество событий, к которым считаем необходимым обратиться.

Бросается в глаза тот факт, что в связи с арестом 17-летнего Огуна Самаста, обвиняемого в убийстве главного редактора «Агоса», турецкие СМИ стали распространять информацию о его связях с некой националистической организацией. Учитывая турецкую специфику, добыть за эти дни такую информацию и, что очень важно, распространить в таком объеме, вряд ли было бы возможно без участия турецких органов безопасности и, что еще важнее, без принятия соответствующего политического решения.

Следующим примечательным обстоятельством стало проведение многотысячной3 демонстрации в день похорон Гранта Динка и особенно лозунг «Я армянин» в руках тысяч участников. Наиболее вероятным считается объяснение, согласно которому такое масштабное мероприятие не могло состояться без содействия властей.

26 января министр внутренних дел Турции Абдулкадир Аксу уволил с должности губернатора Трапезунда Хусейна Явуздемири и начальника полиции Ресата Алтая4. Маловероятно, чтобы подобное решение Абдулкадир Аксу принял самостоятельно. Учитывая президентские и парламентские выборы, предстоящие в Турции в мае и ноябре с.г., вряд ли политическая сила, руководимая Р.Эрдоганом, без серьезных причин решила бы «спутать карты» в элите одной из вилайетов.

И, наконец, 2 февраля одна из частных телекомпаний (TGRT) выдала в эфир видеоматериал, в котором показали, как арестованный Огун Самаст фотографируется с представителями правоохранительных органов с турецким флагом в руках. К 5 февралю с работы уже были уволены пятеро сфотографировавшихся с Самастом полицейских, еще пятеро были переведены на другую работу. Учитывая существующий в Турции госконтроль, особенно в отношении телевидения, примечательно, что видеоматериал, снятый в антитеррористическом центре Самсуна, появился в эфире.

Выводы

Армяно-турецкие отношения находятся на пороге трансформации. Как минимум, на это нацелены развития, происходящие в течение последних двух лет.

С этой точки зрения нужно рассматривать и давний случай, когда Джон Эванс, бывший тогда послом США в РА, во время встречи с армянской общиной в городе Сан-Франциско использовал слово «геноцид»5. Той же логикой проясняются задержка Сенатом утверждения кандидатуры нового посла США в РА Ричарда Хогланда6, информационная кампания7, разрастающаяся вокруг резолюции №106 о признании Геноцида армян, представленной в конце января с.г. в Палату представителей США, а также принятие Сенатом Франции (12 октября 2006г.) законопроекта об уголовной ответственности за отрицание Геноцида армян. Все это, прежде всего, нужно воспринимать как давление на Анкару в плане пересмотра ею армяно-турецких отношений.

Информационную активность, возникшую в связи с убийством Гранта Динка, необходимо рассматривать как составляющую той же стратегии. В связи с убийством главного редактора «Агоса» Турция, по сути, попала под беспрецедентный международный информационно-психологический прессинг, в контексте которого стали обсуждаться проблемы Геноцида армян и пересмотра армяно-турецких отношений.

Необходимо обратить внимание на то обстоятельство, что в плане информационно-психологического давления на Анкару была применена та же технология, что и по отношению к Москве, когда 7 октября была убита известная журналистка Анна Политковская, а 24 ноября в одной из лондонских больниц от отравления изотопом полония скончался бывший сотрудник ФСБ России Александр Литвиненко.

Определенную лепту в процесс информационно-дипломатического давления, оказываемого на Турцию, внесла и Армения. В частности, в этой плоскости нужно рассматривать активность официального Еревана в связи с убийством Гранта Динка и упомянутые статьи министра обороны РА Сержа Саркисяна.

С другой стороны, вроде бы становится более обоснованной точка зрения, согласно которой развития, последовавшие убийству Гранта Динка, вовсе не были неожиданностью для Р.Эрдогана. Здесь необходимо выделить два аспекта:

  • нельзя исключать, что антинационалистическая информационная кампания, последовавшая убийству Гранта Динка, может быть направлена на информационно-психологическую обработку турецкого общества, с целью улучшения имиджа армян и Армении в Турции и создания почвы для нормализации армяно-турецких отношений (как известно, турецкие националисты принципиально против такой перспективы)8;
  • политическая сила, руководимая Р.Эрдоганом, пожалуй, использует развития вокруг убийства Гранта Динка против своего основного соперника на предстоящих парламентских и президентских выборах – части светской турецкой политической элиты, которая пользуется поддержкой армии и в идеологии которой серьезно представлен турецкий национализм9.

Давление, оказываемое Соединенными Штатами и рядом европейских стран на Турцию, главным образом имеет одну стратегическую цель: посредством открытия армяно-турецкой границы достичь расширения влияния Запада на Южном Кавказе. Последнее нужно рассматривать в региональном контексте укрепления стратегического присутствия Запада, обеспечения нефтегазовых потоков из Центральной Азии и Каспия в Европу, ослабления влияния России на Южном Кавказе и, наконец, создания максимально контролируемой ситуации вдоль северо-западных границ Ирана в связи с ее ядерной программой.

1 Характерно озвученное 29 января заявление премьера Турции Р.Эрдогана о том, что он не исключает связи между убийством Гранта Динка и предстоящими в мае президентскими выборами.

2 «European Voice» принадлежит влиятельной британской «The Economist Group», выпускающей «The Economist», «Economist Intelligence Unit» и другую периодику.

3 Согласно некоторым оценкам, на похоронах присутствовали примерно 100 тысяч человек.

4 5 февраля этому последовало увольнение руководителя спецслужбы полиции Стамбула Ахмеда Ильхана Гюлера.

5 Несмотря на существование разных версий, маловероятно, чтобы Эванс, долгие годы проработавший в системе госсекретариата США, проронил слово «геноцид» без разрешения на то официального Вашингтона.

6 Если осенью 2006г. против назначения Хогланда публично выступал один лишь сенатор Роберт Менендез, то сегодня уже ту же позицию имеют Чарльз Шумер и лидер демократического большинства Сената Гарри Рид.

7 Среди множества мнений, согласно которым в этом году Палата представителей США признает Геноцид армян, пожалуй, нужно выделить заявление Марка Перриса – бывшего посла США в Турции, сделанное им 17 января с.г. Заявление Перриса можно воспринять не только как оценку, но и в качестве своеобразного послания официальной Анкаре.

8 Кроме антинационалистической информационной кампании, об этом могут свидетельствовать заявления членов правительства Турции о пересмотре статьи 301 УК этой страны. Кстати, если вопрос убийства Гранта Динка станет еще и составляющей предвыборной кампании, то это, пожалуй, нужно будет воспринять как проявление желания развернуть дополнительную информационную кампанию в направлении улучшения армяно-турецких отношений.

9 Противоречия между исламистскими силами, руководимыми Р.Эрдоганом, и частью светских сил, пользующихся поддержкой армии, особенно обострились с назначением нового начальника Генштаба ВС Турции Яшара Боюканита. Согласно сведениям, распространенным в турецкой прессе весной и летом 2006г., будучи командующим сухопутными войсками, генерал Яшар Боюканит создал незаконные воинские формирования для борьбы против курдских вооруженных отрядов. Начальником Генштаба генерал стал в августе 2006г.


Возврат к списку
Другие материалы автора