Армянская община Краснодарского края

Армянская община Краснодарского края выделяется по своим количественным и качественным показателям на фоне других армянских общин субъектов Южного федерального округа (ЮФО) России.
Армяне Северо-Западного Кавказа проживают во всех административных районах, но при этом можно проследить шкалу роста их численности с севера на юго-запад, где они составляют более 30% населения в Адлерском курортном районе и городе Сочи. В регионе сложились зоны компактного проживания армянского населения: Черноморское побережье (Анапский, Геленджикский, Туапсинский районы, города Сочи и Новороссийск и районы, прилегающие к этим городам), предгорные области (Абинский, Апшеронский, Белореченский, Горяче-Ключевской, Крымский, Майкопский (Республика Адыгея) районы), Кавказский, Курганинский, Новокубанский, Отрадненский, Темрюкский районы, города Армавир, Краснодар, Кропоткин1.
Качественная составляющая особого места армянской общины Краснодарского края свидетельствует о значительной роли армянского населения в социально-экономической и культурной жизне края и достаточно большом числе реально действующих армянских национально-культурных обществ и других общественных организаций на его территории2.
Российские эксперты уже достаточно продолжительное время отмечают «сложную и неоднозначную миграционную ситуацию в регионах Юга России, имеющую собственную специфику, обусловленную такими особенностями, как геоклиматические условия; высокая плотность населения; сохранение темпов прироста населения и его многонациональный состав; стремление сохранить исторически сложившийся межэтнический баланс; относительное малоземелье; наличие очагов межэтнической напряженности; обострение вызовов и угроз, обусловленных проявлениями политического, религиозного и национального экстремизма, преступной деятельностью сил международного терроризма и т.д.»3.
Мигранты разных национальностей прибывают в ЮФО весьма неравномерно, их потоки направлены преимущественно в густонаселенные, хозяйственно развитые регионы с благоприятными природными и социально-экономическими условиями. Кроме того, расселяются мигранты преимущественно в тех районах, где уже обосновалась их национальная община, что также приводит к возрастанию конфликтного потенциала. Особенностью современной миграционной ситуации в ЮФО является то, что на входящие в его состав субъекты Федерации пришелся не только основной поток внутренней миграции из Чечни и других республик Северного Кавказа, но и большая часть миграционных потоков из стран СНГ (в основном из Средней Азии и Закавказья).
Российскими экспертами, в частности, на примере армян Краснодарского края, акцентируется определенная неблагоприятность компактного расселения этнических сообществ для общей ситуации в данном субъекте Федерации: «Нацеленность на компактное поселение значительной части этнических мигрантов является важной особенностью их обустройства на территории Краснодарского края. Именно компактное расселение мигрантов обусловило интенсивный рост численности некоторых этнических групп (армян, азербайджанцев, грузин, крымских татар, греков, турок-месхетинцев и др.). Так, по данным переписи населения 2002г., численность армян, зарегистрированных в крае, составляет более 274 тыс. Человек4. Фактическое же их количество приближается к 500-600 тысячам. Армяне стали второй по численности (после русских) этнической группой в Краснодарском крае. Армянская диаспора хорошо организована и активно действует не только в сфере экономики, но и политики. Численность курдов с 2002 года увеличилась на 85%, ассирийцев – на 64%, грузин – на 43%. Значительный рост наблюдается и по другим этническим группам населения, что зачастую приводит к обострению социокультурных противоречий, периодическим всплескам конфликтных ситуаций из-за нарушения исторически сложившегося этнодемографического баланса»5.
Одной из зон миграционного притяжения для армян после распада СССР стал Краснодарский край. Здесь в 1988г. появились первые беженцы-армяне, число которых непрерывно росло. В Краснодарском крае наблюдался значительный поток армян-мигрантов из Абхазии и Чечни. С середины 1990-х годов основной контингент армян-переселенцев составили выходцы из Армении. Причиной массового переселения армян из Армении послужила сложная экономическая ситуация. Другой контингент армян-мигрантов на территории Северо-Западного Кавказа составляли выходцы из Казахстана, Средней Азии и Грузии.
В 90-х гг. ХХ века на территории края обосновалось две группы армян-мигрантов: вынужденная – из районов боевых действий (Карабах, Абхазия, Чечня) и в результате национального притеснения (Азербайджан), и экономическая, вызванная низким уровнем жизни населения (Армения, Грузия, Казахстан, Средняя Азия). Районами расселения армян-переселенцев стали преимущественно Черноморское побережье, крупные города Краснодарского края и их пригороды. Сильная миграционная притяженность территории Кубани для армян стала следствием наличия здесь большой диаспоры, имеющей тесные родственные и дружественные связи со своими соотечественниками далеко за пределами региона. Рост численности армян в Краснодарском крае можно проследить по данным официального статистического учета. Так, с 1979 по 1989гг. их число увеличилось на 57,4 тыс. человек, а на период с 1989 по 1997гг. – на 60,6 тыс. человек. В 2000г. в Краснодарском крае (без Адыгеи) проживало 241.964 армян (4,82% от общей численности населения). В период с 1979 по 1997гг. рост численности армянского населения явно происходил за счет механического прироста, а уже с 1997г. по 2000г. – в основном в результате естественного6.
Армянская община края претерпела на себе все перепитии российской межнациональной политики на региональном уровне – от явного противодействия со стороны националистических сил армянскому укоренению на территории края (1990-е годы) до завуалированного препятствования повышению роли общины в общественно-политической и экономической жизни Краснодарского края.
В 1992г. в Анапе, Краснодаре, Армавире, Тимашевске состоялись нападения на армян. Летом 1993г. инциденты между русскими и армянами прошли в Анапе, в марте 1994г. – в Прикубанском районе Краснодара. В 1997г. в Кореновске на массовом митинге прозвучали требования о выселении армян. В том же году русско-армянский инцидент произошел в Славянске-на-Кубани.
С 2000 года в национальной политике руководства Краснодарского края произошли заметные сдвиги. Причем последние носили настолько нетрадиционный характер в историческом контексте, что пытались совместить казалось бы несовместимые вещи – антиармянскую и антитурецкую составляющие. Если губернатор края Николай Кондратенко (1996-2000гг.) предпочитал вести борьбу с «сионистским заговором», провоцируя тем самым рост антисемитских настроений, то его преемник Александр Ткачев не раз озвучивал антиармянские, антитурецкие, антикурдские лозунги. В марте и июне 2002г. губернатор края объявил о необходимости массового выселения «нелегальных мигрантов». На совещании по проблемам миграции в Абинске 18 марта 2002г. с участием чиновников краевого и районного уровней (Абинский район) А.Ткачев заявил: «Мы должны защитить нашу землю и коренное население… Это - казачья земля, и все должны знать это. Здесь наши правила игры».
Даже уважаемые российские эксперты акцентируют нетрадиционную совмещаемость «антиармянской» и «антитурецкой» риторики, логику которой понять трудно. «Для Краснодарского края двумя наиболее острыми проблемами являются «армянский вопрос» и «турецкий вопрос». При всем различии истории формирования и развития армянской и турецкой общин края две обозначенные выше проблемы имеют целый ряд общих черт. Конфликтогенными факторами в развитии русско-армянских и русско-турецких отношений являются: 1) интенсивный рост (и естественный, и миграционный) армянской и турецкой общин, начиная с 1989-1990гг.; 2) концентрация представителей этнических меньшинств в определенных районах края; 3) конфликт между этнической и государственной лояльностью, верховенство этнических авторитетов и приоритетов; 4) занятие конкурентных социально-экономических ниш (в особенности армянами); 5) ксенофобия со стороны представителей этнических меньшинств; 6) рост ксенофобии (и мигрантофобии) «коренного» населения, подогреваемых и СМИ, и органами краевой и местной власти»7.
Вместе с тем, озвученная нами в предыдущих работах мысль о стратегической необходимости для центрального руководства России иметь на Северном Кавказе в качестве стабилизационного фактора надежную опору в лице дружественных российской государственности этносов, одним из которых бесспорно выступают армяне, получает свое определенное понимание со стороны тех же критически настроенных российских экспертов. «Эксплуатация тезиса о нарастании миграционной угрозы и радикальном изменении этнического состава на Кубани основывается не на реальном анализе динамики миграций, а на эмоционально окрашенных стереотипах. Несмотря на все декларации о «русских регионах» Северного Кавказа как об оазисах мира и стабильности в неспокойном регионе, реальность далека от декларируемого идеала. Этнополитическая ситуация в «русских регионах» определенно фиксирует целый ряд актуальных задач не краевого и областного, а федерального уровня, слишком зависит от настроений региональных лидеров. Пришла пора поставить общенациональные интересы выше сиюминутной местечковой выгоды»8.
Армянская община Краснодарского края периодически выражает свое отношение к событиям в соседних регионах, которые затрагивают интересы армянского народа, вне зависимости от места конкретного проживания его представителей. Тем более актуальным является для нашей общины в Краснодарском крае подчеркивание консолидации с общеармянскими интересами, учитывая ее расположение в регионе непосредственных турецких интересов и заметного турецкого влияния9. Так, 23 апреля 2005 года при поддержке армянских организаций края в Краснодарском государственном университете прошла конференция «Геноцид армян (Мец Егерн): гуманитарное осмысление трагедии ХХ века».
Круглый стол общественно-политических сил города Славянска-на-Кубани,10 приуроченный к очередной годовщине Геноцида армян в Османской Турции прошел 19 апреля 2006 года в Славянском государственном педагогическом институте. В ходе круглого стола, в котором приняли участие представители администрации и общественно-политических организаций Славянска-на-Кубани и Славянского района, обсуждались, в частности, следующие вопросы: Геноцид армян как преступление против человечности и человечества; международное признание факта Геноцида армян и правовая ответственность Турции; идеология пантюркизма как реальная угроза Европе и миру; пути справедливой ликвидации последствий Геноцида армян. По итогам круглого стола была принята резолюция, в которой, в частности указывалось, что участники круглого стола общественности Славянска-на-Кубани Краснодарского края считают невозможным вхождение Турции в европейскую семью народов до тех пор, пока преступление, совершенное руководством Турции в 1915 году против коренного армянского населения, не будет признано и осуждено руководством Турции нынешней, и призывают руководителей европейских держав призвать власти Турции признать Геноцид армян»11.
В целом можно заключить, что общественная и социально-экономическая деятельность армянской общины Краснодарского края на нынешнем этапе характеризуется как деятельность национальной общины, прошедшей этап формирования своих первоначальных институциональных структур и определения основных приоритетов дальнейшего развития. Вместе с тем, остаются открытыми вопросы в сфере более активного и более поддерживаемого со стороны центральных и местных властей участия общины в управленческой жизне края12, в сфере формирования особой роли общины в деле налаживания, в частности, внешнеэкономических контактов между Арменией и Краснодарским краем.
1 Мгер Симонян, История армянской диаспоры Кубани, http://www.mashtots.ru/history.htm.
2 Уже в 2001г. в Краснодарском крае и Республике Адыгея функционировало 28 таких общественных организаций, кроме того, существовали армянские молодежные союзы и клубы, работали инициативные группы. В общине основное направление работы велось в сфере национально-культурного развития. Это было зафиксировано не только в уставных документах (целях и задачах), но и нередко в самом названии организаций. Среди активных армянских общественных организаций следует отметить: культурно-благотворительные – «Маштоц» (Краснодар), «Шираз» (Славянск-на-Кубани), «Армавир» (Армавир); культурно-просветительские – «Амшен» (Туапсе), «Вераценунд» (Апшеронск), «Луйс» (Новороссийск); культурные центры – «Миацум» (поселок Новомихайловский, Туапсинский район), научно-информационный культурный центр «Амшен» (Апшеронск). (Мгер Симонян, История армянской диаспоры Кубани, http://www.mashtots.ru/history.htm).
3 Регионоведение (Юг России: краткий тематический словарь), (под общ. ред. Ю.Г.Волкова, А.В.Попова), Ростов-на-Дону, 2003, с. 267–268.
4 По данным на 2005 год население края составляет 5100,2 тысяч человек (по переписи 2002 года было 5125,2 тысяч). Второй по численности этнической общиной края являются армяне – 5,4% (2002 год). Большинство из них проживает на юго-западе края, особенно в Сочи, а также в Краснодаре.
В соответствии с всероссийской переписью населения 2002 года, в городе Краснодаре подавляющее большинство населения составляют русские (89,63%), следующую позицию занимают армяне (3,54%), украинцы составляют 2,13% от обшей численности населения города. Численность каждой из остальных национальностей составляет менее 1%.
5 Е.А. Назарова, Особенности миграционных процессов в южных регионах России // «Социс – социологические исследования», 2006, №6, http://www.i-r-p.ru/page/stream-exchange/index-6391.html.
6 М.С. Симонян, Новая волна мигрантов. Рост кризисных явлений во взаимоотношениях между русским и армянским населением Кубани (конец ХХ века), http://www.mashtots.ru/zip/conflikt.rtf.
7 Сергей Маркедонов, Местные элиты – основная угроза стабильности юга России, http://www.kavkaz-forum.ru/politic/12986.html.
8 Там же.
9 30 ноября 2006 года агенство «Интерфакс» распространило информацию о встрече губернатора Краснодарского края и посла Турции в России и о предстоящих днях презентации края в Стамбуле. «Презентация Краснодарского края состоится с 10 по 12 декабря в Стамбуле. В делегацию Кубани войдут не только руководители департаментов и управлений администрации края, но и главы районов, представители деловых кругов. В преддверии этого события губернатор Кубани Александр Ткачев встретился с чрезвычайным и полномочным послом Турции в РФ Куртулушем Ташкентом (28 ноября). В ходе встречи губернатор отметил, что Турцию и Краснодарский край связывает тесное деловое сотрудничество. Торговый оборот между Кубанью и Турцией составляет свыше 700 млн. долларов, в крае работают более 50 российско-турецких предприятий. Край заинтересован в сотрудничестве с турецкими компаниями в области строительных технологий, производства сельхозпродукции, мебели. К.Ташкент, в свою очередь, отметил, что Турцию привлекает грамотная инвестиционная политика, которую проводит руководство края» (http://www.interfax.ru., 1.12.2006).
Важной договоренностью, достигнутой в ходе проведения презентации Краснодарского края в Турции, стало соглашение между мэрией турецкого города Самсуна и администрацией Новороссийска о развитии паромного сообщения: «Мэрии Самсуна и Новороссийска подписали договор о развитии автопаромного и пассажирского сообщения на линии порты Самсун – Новороссийск, Самсун – Кавказ с привлечением турецких и российских судов» (http://www.regnum.ru/news/754347.html).
10 Население города Славянск-на-Кубани составляет 64 тысяч человек. Это седьмой по численности населения город в крае после Краснодара, Сочи, Новороссийска, Армавира, Ейска и Кропоткино.
11 Резолюцию, в частности, подписали: Владимир Гончаров, глава администрации Славянского района, секретарь политсовета партии «Единая России» Славянского района, атаман казачьего войска Славянского района; Анаида Мелтонян, председатель клуба интернациональной дружбы «Меридиан»; Тигран Тавадьян, главный редактор газеты армян России «Еркрамас»; Вячеслав Никоев, председатель Славянского районного общества армянской культура; Михаил Кузуб, заместитель председателя научного информационно-культурного центра «Амшен» (http://www.regnum.ru/news/626906.html, 20.04.2006).
12 В администрации Краснодарского края нет ни одного армянина на уровне начальника управления, департамента, руководителя комитета или инспекции. Нет армян также на уровне глав местных администраций в районах Краснодарского края.
Возврат к списку
Другие материалы автора
- «РОСНЕФТЬ» В ШАГЕ ОТ АРМЕНИИ[30.04.2014]
- К ВОПРОСУ ПОЛИТИЧЕСКИХ УСТОЕВ ОБРАЗОВАНИЯ ДВУХ РАВНОПРАВНЫХ ГОСУДАРСТВ НА ТЕРРИТОРИИ БЫВШЕЙ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ ССР[15.12.2011]
- ТРИ ПРИНЦИПА, ШЕСТЬ ПОЛОЖЕНИЙ И «СТАТУС-КВО ПЛЮС» В КАРАБАХСКОМ УРЕГУЛИРОВАНИИ[13.10.2011]
- СТАТУС И БЕЗОПАСНОСТЬ НАГОРНОГО КАРАБАХА: ЕВРОПЕЙСКИЕ МЕЧТАНИЯ И РЕАЛЬНОСТЬ[15.06.2011]
- ПРОЦЕСС КАРАБАХСКОГО УРЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОДВИГАЕТСЯ С ТРУДОМ[26.05.2011]
- ЭКСПЕРТНОЕ ВОСПРИЯТИЕ И ДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ ОПЫТ США ПРИМЕНИТЕЛЬНО К КАРАБАХСКОМУ УРЕГУЛИРОВАНИЮ[30.03.2011]
- ПОЗИТИВ И НЕГАТИВ ВОЗМОЖНОЙ «ДОРОЖНОЙ КАРТЫ» КАРАБАХСКОГО УРЕГУЛИРОВАНИЯ НА НЫНЕШНЕМ ЭТАПЕ[22.02.2011]
- ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ РОССИЕЙ И ТУРЦИЕЙ В ПОЛЕ ВНИМАНИЯ США И ЕС[16.12.2010]
- ОТНОШЕНИЕ РОССИИ И США К СТАТУС-КВО В ЗОНЕ КАРАБАХСКОГО КОНФЛИКТА[10.11.2010]
- РОССИЯ И НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ТЕКУЩЕГО РАЗВИТИЯ СИТУАЦИИ В ЧЕРНОМОРСКОМ РЕГИОНЕ[06.07.2010]
- ВИЗИТ Р.ЭРДОГАНА В МОСКВУ: ТУРКАМ ХОТЕЛОСЬ БОЛЬШЕГО,ПОЛУЧИЛОСЬ КАК ОБЫЧНО[10.03.2010]