• am
  • ru
  • en
Версия для печати
31.05.2007

Вопросы репатриации и оптимизации армянской диаспоры

   

Михаил Агаджанян

image (medium) Возможно следующее определение двух уровней проблематики вопроса массовой репатриации армян в Республику Армения.

Первый уровень носит правовой характер и, в более предметной своей части, – характер законодательного оформления всего процесса репатриации. Здесь, с нашей точки зрения, необходимо принятие отдельного Закона Республики Армения о репатриации, который бы определил основные государственные подходы и принципы, конкретные нормы по репатриации наших соотечественников на свою историческую Родину. Закон о репатриации необходим с политико-правовой точки зрения для национального государства, за пределами которого проживает на порядок большее число лиц соответствующего этно-национального происхождения, чем в самом национальном государстве. Принятые в таком государстве законы о гражданстве, беженцах, о правовом положении иностранных граждан не могут охватить своим правовым регулированием весь спектр вопросов, связанных с общественными отношениями по поводу репатриации.

Смысл принятия Закона о репатриации в правовом аспекте состоит в том, что в нем определяется упрощенный порядок приобретения лицом гражданства государства своей национальной принадлежности, права и обязанности репатриантов, процедура и способы оказания помощи репатриантам. Очевидно, что статус репатрианта является промежуточным и во временном аспекте должен иметь минимальную продолжительность. Главная цель наделения лица статусом репатрианта выражается в необходимости предоставления ему в самой ближайшей перспективе статуса полноправного гражданина того национального государства, куда данное лицо переселяется на постоянное место жительства. Несмотря на свою «недолговременность», тем не менее, статус репатрианта (документальным выражением данного статуса выступает репатриационная виза и (или) удостоверение репатрианта, выдаваемые соответствующим государственным органом принимающей страны – как правило, дипломатическими или консульскими представительствами) наделяет лицо дополнительными правами и налагает определенные обязанности, которые должны быть признаны, закреплены, гарантированы и процессуально оформлены в отдельном Законе о репатриации.

Иные вопросы, помимо указанного признания, закрепления, гарантирования и процессуального (процедурного) оформления прав репатрианта и членов его семьи, могут быть урегулированы другими нормативно-правовыми актами, положения которых основываются на Законе о репатриации, соответствуют ему и конкретизируют его нормы (например, постановления правительства, акты ведомственного характера, акты органов территориального управления и местного самоуправления).

Другой уровень вопроса репатриации связан с экономическими аспектами ее реализации, который, как нам представляется, отягощен большей проблематикой, чем правовой уровень репатриации. Исследование «экономики» репатриации выводит нас на горизонты непосредственного формирования механизмов реализации процесса репатриации и их эффективности.

Основными вопросами по «экономики» репатриации в нашем понимании являются:

  1. вопрос права выбора репатриантом места своего постоянного жительства. Для принимающего государства не может быть безразличным вопрос постоянного поселения своих репатриантов. Этот вопрос может быть обусловлен как интересами и имущественным положением самого репатрианта (например, воссоединение семей, обладание собственным жилищем в стране репатриации), так и очевидными интересами государства, принимающего репатрианта и предоставляющего ему свое гражданство. В реалиях Армении должен быть найден некий срединный вариант, учитывающий обе указанные составляющие в этом вопросе. Мировая практика указывает, что, как правило, государство поощряет поселение репатриантов в тех местностях на своей территории, которые специально отведены им для целесообразного (с государственной точки зрения) заселения и дальнейшего развития1. Если репатриант не в состоянии самостоятельно решить вопрос своего поселения и обустройства, то государство в специально предусмотренных местностях создает особые, благоприятные и создающие стимулы для репатриантов условия: бесплатное предоставление земельных участков; льготное кредитование, субсидирование строительства жилья; льготы в области налогообложения и т.п. В случае, если репатриант выбирает для постоянного проживания другой регион (не входящий в перечень рекомендуемых государством к заселению репатриантами), то содействие в обустройстве со стороны государства должно носить значительно менее льготный характер. В любом случае, полное самоотстранение государства от решения проблем обустройства репатрианта абсолютно неприемлемо;
  2. вопрос трудоустройства и, в более широком плане, вопрос интеграции репатриантов в гражданское общество принимающей страны. В указанной сфере важен также вопрос знания языка. В условиях Армении, характеризующихся узким рынком занятости, высоким процентом безработицы, трудоустройство репатриантов, нуждающихся в этом, может явиться значительной проблемой. По всей видимости, выход возможен в совмещении вопроса трудоустройства и вопроса целесообразного для принимающего государства поселения репатриантов. В таком случае возможна сельскохозяйственная занятость определенного слоя репатриантов и их задействование в освоении незаселенных местностей страны;
  3. вопрос проработки планов по предоставлению перемещаемым в Республику Армения капиталам репатриантов льготных режимов по части налогообложения и преференциального размещения в определенных отраслях экономики страны с установлением дополнительных механизмов гарантирования самих размещаемых капиталов. В данном аспекте возможны проблемы, связанные с тем фактом, что основные капиталы потенциальных переселенцев-армян размещены за рубежом в тех же сферах экономики, которые имеют преимущественное развитие и в самой Армении – это малый и средний бизнес. Эффективным решением данной проблемы может служить создание совместных предприятий.

Задачей стратегического свойства является необходимость использования непосредственного потенциала армянской Диаспоры за рубежом для осуществления репатриационных программ. Казалось бы, здесь налицо определенное противоречие: как может Диаспора спонсировать и быть заинтересованной в том, чтобы члены самой Диаспоры уезжали на историческую Родину?

В этом контексте, с нашей точки зрения, необходимо определиться в стратегическом плане по следующим вопросам:

  1. какая Диаспора наиболее эффективна в свете защиты и лоббирования общеармянских интересов за рубежом;
  2. что необходимо предпринять под углом зрения репатриационного процесса, для слома неблагоприятной демографической ситуации (и главное – тенденции) в Республики Армения2;
  3. в каком виде возможна «оптимизация» Диаспоры, которая могла бы решать следующие задачи:
  • избежание ассимиляции армянской идентичности в Диаспоре;
  • повышение эффективности диаспорального ресурса по защите и лоббированию общеармянских интересов.

Возможны следующие общие подходы для решения указанных задач:

  1. осуществление «аудита» структур и ресурсов Диаспоры совместными усилиями Республики Армения и представительными органами самой армянской Диаспоры за рубежом с целью выявления дееспособных, активных и прогрессивно развивающихся диаспоральных структур в контексте их эффективности в деле защиты и лоббирования общеармянских интересов;
  2. поддержка, опирающаяся на финансовые возможности Диаспоры и Республики Армения, всем тем нашим соотечественникам и их семьям в деле репатриации на территорию своей исторической Родины, которые непосредственно не вовлечены в процессы защиты и лоббирования общеармянских интересов за пределами Армении, являются простыми тружениками в различных отраслях экономики и, что главное, не утратили духовной связи с исторической Родиной, ощущают себя лицами, принадлежащими или тесно связанными с армянской нацией, и добровольно готовы вернуться в лоно своей национальной государственности.

В идеале, процесс «оптимизации» армянской Диаспоры предусматривает сохранение дееспособных, «идеологически-боеспособных» диаспоральных структур и ресурсов за рубежом и принятие всех тех представителей армянской Диаспоры в Республики Армения, которые не входят в данные структуры и не обладают ресурсами для отстаивания общеармянских интересов за пределами Республики Армения.

Использование потенциала зарубежной диаспоры для создания сети экономических, общественно-политических и иных связей – весьма распространенная мировая практика. Но далеко не всегда первое слово принадлежит государству. Нередко сама диаспора создает систему сетевых связей, и государство происхождения становится одним из звеньев этой международной цепи. Характерно, что современные государства все большее внимание уделяют именно той части диаспоры, которая поддерживает наиболее тесные контакты с титульным государством3.

Продуманная правовая составляющая, создание соответствующих организационных механизмов и поиск финансово-экономических ресурсов для эффективной реализации репатриационной программы – наглядный показатель международно-гуманитарной социализации Республики Армения, становления и развития ее экономики, стремления армянской нации к консолидации в момент общей международной нестабильности. В самой ближайшей перспективе интеллектуальные и финансовые вложения в проектирование и осуществление программ по репатриации, в «оптимизацию» диаспоральных структур и ресурсов, адаптацию последних к возможным «асимметричным» задействованиям в общем контексте армянской внешнеполитической повестки станут важным элементом в нивелировании угроз и вызовов Республики Армения геополитического, социально-экономического, демографического и иного характера.

1 Так, в России указом президента «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом» (от 22 июня 2006 года) определены 12 регионов страны, рекомендуемых к заселению их соотечественниками: Красноярский, Приморский и Хабаровский края, Амурская, Иркутская, Калининградская, Калужская, Липецкая, Новосибирская, Тамбовская, Тверская и Тюменская области.

2 Вопросы репатриации и демографии тесно связаны и акцентируются в странах с неблагоприятной демографической ситуацией. Например, Национальная программа демографического развития России на период 2006-2015гг. указывает, что «дальнейшее развитие России как жизнеспособного общества и государства невозможно без выработки и реализации стратегического и государственного плана преодоления демографического кризиса на основе комплексного решения вопросов семьи и рождаемости, здоровья и продолжительности жизни, миграции и расселения».

3 Международный опыт защиты соотечественников за рубежом (Мировая и отечественная практика), М., 2002, http://www.mosds.ru/Izdan/InterExp.pdf.


Возврат к списку
Другие материалы автора