МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОГО ОФОРМЛЕНИЯ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ГОСУДАРСТВОМ И НАЦИОНАЛЬНОЙ ДИАСПОРОЙ ЗА РУБЕЖОМ
В текущую повестку диаспоральной политики Республики Армения прочно вошла необходимость эффективного институционального оформления отношений между армянской национальной государственностью и армянской Диаспорой за рубежом, придания этим отношениям четко структурированного вида.
Диаспоральная политики Армении должна основываться на объективных параметрах международного опыта развития отношений в системе «национальное государство – национальная диаспора», а также учитывать всю палитру специфики взаимоотношений Армении и армянской Диаспоры, обусловленную внешнеполитическими, демографическими вызовами и угрозами армянской государственности и социокультурными вызовами армянской Диаспоры в рамках инонациональных государств.
В современных исследованиях взаимоотношений государств и национальных диаспор все более утверждается подход, который можно охарактеризовать в терминах прагматичности. Последняя выводится из следующих объективных параметров:
1) развитие такого феномена, как транснациональные сети, совершенно по-иному заставило взглянуть на роль и место диаспор в системе международных связей и обратить особое внимание на их экономический, социокультурный и общественно-политический потенциал. Подход к зарубежной диаспоре как к важнейшему внешнеполитическому и экономическому ресурсу получает все большее распространение в международной практике современных государств, имеющих значительный потенциал использования диаспорального ресурса на международной арене. Использование потенциала зарубежной диаспоры для создания сети экономических, общественно-политических и иных связей – достаточно распространенная мировая практика. Но далеко не всегда первое слово принадлежит государству. Нередко сама диаспора создает систему сетевых связей и государство – историческая Родина становится одним из звеньев этой международной цепи;
2) не менее актуальной является прагматическая потребность уже для самих национальных диаспор поддерживать на достаточном уровне элементы собственной национальной идентичности, самобытности и соответственно противодействовать вызовам ассимиляционного характера, неизменно присутствующих в той или иной степени и интенсивности в рамках инонациональной государственной среды. Очевидно, что в этом вопросе без «национально-питательной» поддержки комплексного характера со стороны собственной национальной государственности противостояние указанным вызовам усложняется, а зачастую становится и вовсе недейственным;
3) прагматизм, связывающий в единую и органично взаимодействующую системную сеть два вышеуказанных параметра, требует своего институционального, структурированного оформления. Последнее предполагает наличие определенного центра планирования, координации и реализации диаспоральной политики усилиями государственных структур, непосредственно сконцентрированных в этой сфере деятельности.
Опыт зарубежных стран «диаспорального» характера (наличие влиятельных и количественно значительных национальных общин, рассеянных по всему миру) выработал устоявшиеся подходы к созданию подобных структур на внутригосударственном уровне. Важно подчеркнуть, что во многих государствах институциональное оформление связей с диаспорами строится с учетом двух главных потребностей: обеспечение работы с диаспорой по направлению репатриационной политики (возвращение соотечественников на историческую Родину) и координация действий, ресурсов в системе «государство-диаспора» для достижения целей и решения задач внешнеполитического характера.
Рассмотрим несколько примеров создания и функционирования внутригосударственных органов в сфере диаспоральной политики.
Франция
В 1961г. во Франции был учрежден пост госсекретаря по вопросам репатриации и принят закон, установивший порядок репатриации и размещения французских граждан в метрополии. В том же году было создано Миграционное бюро заморских департаментов, подчиненное министру финансов и госсекретарю по делам заморских департаментов и территорий, основной задачей которого явилась проблема трудоустройства «заморских французов» во Франции.
Органом, призванным формулировать и реализовывать диаспоральную политику Франции, а также защищать права и интересы французов за пределами своей национальной государственности, выступает Высший совет по делам французов за границей. Высший совет является консультативным органом при министре иностранных дел Франции. Председателем Высшего совета является по должности министр иностранных дел. В Высший совет входят 12 сенаторов, специально избираемых для защиты интересов французов, проживающих за границей. 150 делегатов Совета избираются всеобщим прямым голосованием французами в различных странах или регионах пропорционально числу проживающих там французских граждан сроком на 6 лет, с обновлением состава наполовину каждые три года.
Высший совет образует комиссии по основным направлениям своей деятельности (экономике, социальным, юридическим вопросам, по вопросам образования и культуры, по делам ветеранов войны).
Функции Высшего совета носят консультативный характер. Совет уполномочен высказывать правительству через министра иностранных дел свою точку зрения по любым вопросам, так или иначе затрагивающим интересы французских граждан, проживающих за границей. Кроме того, сенаторы, входящие в Высший совет, могут, как члены парламента, выступать с законодательной инициативой в защиту интересов французских граждан за границей.
Израиль
Основным органом, занимающимся вопросами репатриации, является Министерство абсорбции. Оно занимается вопросами размещения и эффективной адаптации репатриантов в Израиле. Еврейское Агентство («Сохнут») задействовано в разработке специальных программ по выявлению и привлечению в Израиль репатриантов-евреев. Основные усилия Агентства направлены на работу с молодежью, которую «Сохнут» пытается привлечь в Израиль учебными программами для обучения в старших классах школы и в израильских вузах. Методологию поиска обладателей права на репатриацию, а также соответствующие репатриационные программы разрабатывает специальная группа, в которую входят сотрудники различных отделов Агентства.
В структуре Министерства иностранных дел Израиля действует Аппарат по делам евреев за рубежом, возглавляемый советником министра иностранных дел. Аппарат предназначен для поддержки связей между государственными органами Израиля и еврейскими организациями за рубежом через дипломатические представительства Израиля. В Аппарат входят четыре должностных лица (помимо советника министра иностранных дел) в ранге дипломатических работников.
Греция
В структуре Министерства иностранных дел Греции функционирует Генеральный секретариат по делам зарубежных греков (с 1983г.). Структура возглавляется должностным лицом в ранге генерального секретаря, имеет свой отдельный от Министерства иностранных дел бюджет и включает около 70 работников. Основная функция Секретариата состоит в координации совместных усилий государственных органов власти Греции и греческих диаспоральных структур за рубежом.
В сферу ответственности Секретариата входят поддержка в изучении родного языка зарубежными греками, снабжение их необходимой информацией о самой Греции, оказание им различных видов помощи и поддержки.
Всемирный совет греков за рубежом был создан в 1995г. с целью защиты интересов всех греческих организаций, действующих за пределами Греции. Совет является внепартийной, независимой структурой с консультативными функциями в вопросах защиты греческих национальных интересов за рубежом. Совет формируется исключительно из представителей греческих организаций диаспоры. Исполнительный орган Совета включает 9 должностных лиц, в числе которых 4 вице-президента Совета, обеспечивающих представительство интересов и реализацию решений Совета в четырех региональных зонах ответственности.
Генеральный секретариат по делам зарубежных греков и Всемирный совет греков за рубежом действуют в тесной координации. Секретариат обеспечивает институциональную связь между государственными органами Греции и организациями греческой диаспоры.
Польша
В структуре Министерства иностранных дел Польши действует Департамент по делам Полонии (наименовании польской диаспоры за рубежом), возглавляемый директором. Деятельность Департамента курируется одним из заместителей министра иностранных дел Польши, и директор Департамента Полонии находится в прямом подчинении к нему. Департамент обеспечивает связь с организациями польской диаспоры за рубежом через дипломатические представительства страны.
Работа с польской диаспорой непосредственно планируется и координируется другим органом исполнительной власти страны – Межведомственным комитетом по делам Полонии. Комитет возглавляет заместитель министра иностранных дел Польши, в состав его членов по должности входят представители министерств образования, культуры, финансов, иностранных дел и аппарата премьер-министра Польши.
Китай
При Госсовете КНР функционирует Канцелярия (прежнее название – Центральная комиссия) по делам китайских эмигрантов. В ее задачи входит разработка общей концепции и практической политики в отношении соотечественников, механизма вовлечения финансовых и материально-технических средств зарубежных китайцев в процессы модернизации экономики КНР. Вся практическая деятельность в данной области осуществляется общественной организацией – Всекитайской ассоциацией репатриантов (ВАР), которая действует под непосредственным руководством Канцелярии.
В 1988г. создана Комиссия по делам китайских эмигрантов при Всекитайском комитете Народного консультативного совета Китая – общественно-политической организации, действующей в рамках «политики единого фронта», объединяющего в том числе представителей некоммунистических политических партий и организаций. В Китае действует (с 1 января 1991г.) «Закон о защите прав и интересов реэмигрантов и родственников эмигрантов», согласно которому указанные категории граждан пользуются значительными финансовыми и налоговыми льготами и возможностями по переводу, инвестированию и реинвестированию капиталов1.
1Диаспоральная политика Китая отличается тем, что она строится вокруг уделения особого внимания той части свой диаспоры за рубежом, которая поддерживает наиболее тесные контакты с национальным государством. По оценке китайских экспертов, именно новые китайские мигранты находятся сейчас в фокусе внимания их исторической Родины. Отношения с ними строятся исходя из признания их особой роли в деле обеспечения благоприятной ресурсной и «имиджевой» базы для экономического строительства в Китае, привлечения иностранных инвесторов и бизнес-партнеров. Китай строит свою диаспоральную политику исходя из того, что усиление работы с новыми мигрантами имеет огромную важность для продвижения государственной модернизации, включающей расширение присутствия китайского государства на внешних рынках и развития отношений со странами проживания диаспоры.
Возврат к списку
Другие материалы автора
- «РОСНЕФТЬ» В ШАГЕ ОТ АРМЕНИИ[30.04.2014]
- К ВОПРОСУ ПОЛИТИЧЕСКИХ УСТОЕВ ОБРАЗОВАНИЯ ДВУХ РАВНОПРАВНЫХ ГОСУДАРСТВ НА ТЕРРИТОРИИ БЫВШЕЙ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ ССР[15.12.2011]
- ТРИ ПРИНЦИПА, ШЕСТЬ ПОЛОЖЕНИЙ И «СТАТУС-КВО ПЛЮС» В КАРАБАХСКОМ УРЕГУЛИРОВАНИИ[13.10.2011]
- СТАТУС И БЕЗОПАСНОСТЬ НАГОРНОГО КАРАБАХА: ЕВРОПЕЙСКИЕ МЕЧТАНИЯ И РЕАЛЬНОСТЬ[15.06.2011]
- ПРОЦЕСС КАРАБАХСКОГО УРЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОДВИГАЕТСЯ С ТРУДОМ[26.05.2011]
- ЭКСПЕРТНОЕ ВОСПРИЯТИЕ И ДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ ОПЫТ США ПРИМЕНИТЕЛЬНО К КАРАБАХСКОМУ УРЕГУЛИРОВАНИЮ[30.03.2011]
- ПОЗИТИВ И НЕГАТИВ ВОЗМОЖНОЙ «ДОРОЖНОЙ КАРТЫ» КАРАБАХСКОГО УРЕГУЛИРОВАНИЯ НА НЫНЕШНЕМ ЭТАПЕ[22.02.2011]
- ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ РОССИЕЙ И ТУРЦИЕЙ В ПОЛЕ ВНИМАНИЯ США И ЕС[16.12.2010]
- ОТНОШЕНИЕ РОССИИ И США К СТАТУС-КВО В ЗОНЕ КАРАБАХСКОГО КОНФЛИКТА[10.11.2010]
- РОССИЯ И НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ТЕКУЩЕГО РАЗВИТИЯ СИТУАЦИИ В ЧЕРНОМОРСКОМ РЕГИОНЕ[06.07.2010]
- ВИЗИТ Р.ЭРДОГАНА В МОСКВУ: ТУРКАМ ХОТЕЛОСЬ БОЛЬШЕГО,ПОЛУЧИЛОСЬ КАК ОБЫЧНО[10.03.2010]