• am
  • ru
  • en
Версия для печати
30.10.2008

О ВОПРОСАХ ИДЕНТИЧНОСТИ АМШЕНОВ

   

Махир Озкан

Проживающего в Турции Амшена Махира Озкана можно считать представителем амшенской интеллигенции. В настоящее время он занимается педагогической деятельностью и преподает в школе. В турецкой прессе недавно была опубликована его статья о вопросах идентичности амшенов. Представляем ее в переводе с некоторыми сокращениями.

Амшены – это народ, перенесший в течение истории целый ряд травм. Они как тяжелую ношу носят на себе воздействие развитий, происходящих непосредственно с ними, либо вокруг них. Доказательством тому служит их реакция на вопросы, связанные с их идентичностью, проявляемая даже во время самых незначительных обсуждений. Амшены, наряду с процессом ассимиляции, переживают серьезную трансформацию идентичности. Первой большой травмой для амшенов было принятие ислама, второй – погромы 1915г. Третью травму они пережили, расчленившись в результате эмиграции из Амшена.

Ко всему этому добавилась опровергающая все идентичности и являющаяся пережитком Османской империи Турецкая Республика, согласно которой турками считаются всех мусульмане. Если к этому добавить тот факт, что амшенов обзывают армянами, то станет ясно, что амшены, будучи сравнительно малым народом, не могли избежать трансформации идентичности.

Идентичность амшенов неоднородна. Изучение истории и культуры Амшена показывает, что, помимо исторической, на это есть также социально-психологические причины.

Проявления идентичности амшенов

Ассимилированная идентичность. Эта группа большей частью потеряла связь со своими культурными ценностями, либо сохранила их лишь на фольклорном уровне. Они интегрировались в турецкий народ, многие из них начали жить в больших городах. Большая часть этой группы из Ризе Амшена (Баш Амшена), однако их можно встретить также в других областях Амшена. В большинстве своем они считают себя турками и живут как турки. В этой группе о своем этническом происхождении ничего не знают. Если даже у некоторых из них в глубине души есть туманные представления об армянском происхождении, то они стараются как можно скорее избавиться от них и выдавать себя за турка-мусульманина.

Отрицающая идентичность. Втайне зная о своей армянской идентичности, сознательно лгут своим детям и окружению. Они скрывают свою идентичность и подвержены ассимиляции, однако сохранившиеся сильные культурные связи мешает их полной ассимиляции. В этой группе есть также предпосылки формирования микронационалистических взглядов. Представители этой группы, считающие себя больше турками, чем сами турки, иногда трансформируются в турецких националистов и превращаются в микронационалистических амшенов. В то же время, эти противоречия показывают, что в этой группе еще есть возможность выявления национальной идентичности и избавления от противоречий. Это самая многочисленная группа, и их можно встретить везде, где живут амшены.

Безразличная идентичность. Представители этой группы по разным причинам не интересуются проблемой (армянским происхождением. – Р.М.). Они знают о своих армянских корнях и признают это, но сразу же приводят свои аргументы и стремятся избавиться от этой тяжелой ноши. Один из самых главных и распространенных аргументов следующий: «В Анатолии проживали народы, которые вместе вели национально-освободительную войну и сформировали турецкую нацию. А происхождение никакого значения не имеет». Такой подход, направленный скорее на придание некоторого разумного оттенка отрицанию, как ни удивительно, распространен в кругах интеллигенции. Распространено также мнение, что не имеет смысла ставить акцент на этнической идентичности: есть задачи поважнее. Главное – экономика, безработица: сначала будь сыт, а идентичность не так уж важна. В действительности, истинная цель такой позиции – избежать сложности вопроса.

Другое распространенное мнение, направленное на смягчение политики отрицания и безразличия, имеют, в частности, те, кто получил религиозное образование. Суть его сводится к формулировке «все мы – мусульмане». Они считают, что ты можешь иметь армянские корни, но главное не этническая, а религиозная идентичность. «Кроме того, мы больше похожи на турок, нежели на армян», – говорят они и таким образом стараются как-то смягчить свою отрицающую позицию. «Например, за всю историю мы никогда не встречали армян, усвоивших ислам. Наоборот, мы знаем, что они вражески настроены к мусульманам и исламу. Тогда как мы амшены, слава Богу, мусульмане и мусульманами останемся». Эта группа, знающая о своих армянских корнях, различными способами достигает того, чтобы не придавать важности своему этническому происхождению и отрицать его. Однако они постоянно пребывают в неспокойном душевном состоянии.

Идентичность, готовая к выявлению. Представители этой группы, независимо от того, знают они о своем происхождении или нет, готовы принять его. Их цель – узнать правду. Они хотят самовыразиться, не считают себя обязанными скрывать свои корни, либо играть разные роли. Точно так же они желают и защищают право других народов на свободу самовыражения. Самовыражение считается не национализмом, а условием жить вместе, по-братски. Они верят, что люди и общества, не имеющие комплексов, знающие о своем прошлом, могут построить здоровое будущее.

Вывод

Черное море уже начало очную ставку с самим собой. Наш народ начал самовыражаться посредством своей музыки, фестивалей, интернета и других средств. Однако самой важной проблемой сегодня остается неосведомленность. Амшены должны как можно скорее отказаться от отрицания своей идентичности и взяться за спасение своих культурных ценностей, стоящих на грани окончательного исчезновения.

Перевод с турецкого Рубена Мелконяна
Возврат к списку