• am
  • ru
  • en
Версия для печати
26.03.2025

У ЕВРОПЕЙЦЕВ НЕТ СОБСТВЕННОЙ ОБОРОНЫ

   

Тьерри Мейсан

Возможный отказ Соединенных Штатов от главенствующей роли в НАТО, даже если они не выйдут из Атлантического альянса, оставляет политический Запад на произвол судьбы. Как мы можем обеспечить мир на континенте?

Европейский оборонный проект, разработанный Франсуа Миттераном и Жаком Шираком, не позволяет защитить европейское пространство, а лишь предоставляет средства для вмешательства в ЕС в случае кровавой бойни за рубежом. Планы Эммануэля Макрона и Кира Стармера отвечают потребностям их стран, но никак не континента.

Но время идёт, и на севере Украины, в Молдове и Боснии-Герцеговине назревают новые конфликты.

1.jpg

Штаб-квартира НАТО на окраине Брюсселя. Когда Альянс был основан, в нём работало много бывших нацистских офицеров (в том числе Клаус Барби, который был уволен только по настоятельной просьбе Франции). Архитектор, проектировавший новую штаб-квартиру, не заметил, что при взгляде с высоты здание напоминает эмблему СС.


На многочисленных встречах в Париже, Лондоне и Брюсселе, посвященных будущему обороны политического Запада, предусматривался частичный или полный выход Соединенных Штатов из НАТО. Украинский вопрос был лишь предлогом, который интересовал лишь немногих участников.

ЧТО ОЗНАЧАЕТ «ВЫХОД США»?

Во время своего первого президентского срока Дональд Трамп предполагал полный выход Соединенных Штатов из НАТО. Но в итоге он лишь призвал страны-члены увеличить свои оборонные бюджеты до 3 % ВВП. Он вёл себя как джексонианец и хотел заменить войну торговлей.

В то время этот вопрос рассматривался только с точки зрения финансовых взносов каждого члена. Вклады каждого члена в Атлантический альянс неясны, зато известно, что Пентагон обеспечивает 16 % годового бюджета и предоставляет множество услуг, которые могут предложить только его армии. Чтобы не выплачивать свою долю, президент Франции Эммануэль Макрон заявил о «мозговой смерти НАТО»1.

Нынешняя ситуация существенно другая. Президент Дональд Трамп должен немедленно сократить расходы: его страна накопила ошеломляющий долг и окажется банкротом, если кредиторы потребуют его погашения. Две недели назад я объяснил, что «Дональд Трамп пытается предупредить возможный экономический крах «американской империи» Джо Байдена так же, как Юрий Андропов, Константин Черненко и Михаил Горбачев пытались предупредить крах «советской империи» Леонида Брежнева»2.

Но Трамп не выйдет из НАТО, как Горбачёв из Варшавского Договора, - он попросту перестанет платить ей. На практике отказ от содержания НАТО, оставаясь членом Атлантического альянса, будет означать отказ от командования этой организацией. С момента своего создания НАТО возглавляет «Верховный главнокомандующий союзными войсками в Европе» (SACEUR), который должен быть американцем. Сегодня этот пост занимает генерал Кристофер Г. Каволи, являющийся одновременно командующим американскими силами в Европе.

2.jpg

13 февраля Дональд Трамп сообщил Марку Рютте, что американские войска вскоре будут выведены из Европы, и что его страна откажется от привилегий SACEUR.


Именно этому варианту, похоже, отдал предпочтение президент Трамп 13 марта, когда принимал в Белом доме генерального секретаря НАТО Марка Рютте: Соединенные Штаты станут ещё одним членом Альянса, наравне, например, с Люксембургом.

Без значительных разведывательных и военно-транспортных ресурсов Соединенных Штатов НАТО больше не будет обладать никаким проецирующим потенциалом. Она превратится в набор небольших армий, каждая из которых не сможет выдвигаться за пределы своей национальной территории.

ЧТО ОЗНАЧАЕТ ТЕРМИН «ЕВРОПЕЙСКАЯ ОБОРОНА»?

Во время холодной войны Великобритания и США, которые тогда совместно возглавляли Североатлантический альянс, планировали скоординировать действия западноевропейских союзников, чтобы отправить их воевать в Корею. Это было «Европейское оборонное сообщество» (ЕОС), которое французские патриоты, голлисты и коммунисты, объединившись, упразднили в 1954 году. Вместо этого англосаксы создали «Западноевропейский союз» (ЗЕС), роль которого заключалась прежде всего в организации перевооружения Германии.

Франсуа Миттеран и Гельмут Кель создали Еврокорпус и Общую внешнюю политику и политику безопасности, чтобы гарантировать, что две их страны больше никогда не будут воевать друг с другом.

После воссоединения Германии в 1991 году в соответствии с Маастрихтским договором Европейские экономические сообщества были преобразованы в Европейский союз. Теперь у них есть «Общая внешняя политика и политика безопасности» (ОВПБ). Однако, пока создавался Еврокорпус, во время войн в Югославии Германия поддерживала Хорватию, а Франция - Сербию. А в декабре 1998 года на саммите в Сен-Мало Великобритания приняла идею европейской обороны, независимой от НАТО.

Несколько дней спустя европейцы расширили ОВПБ «Общей европейской политикой безопасности и обороны» (ОЕПБО), поручив её бывшему генеральному секретарю НАТО Ксавьеру Солане. После этого ЕС был готов осуществлять миротворческие операции по собственной инициативе.

3.jpg

Тони Блэр и Жак Ширак разработали Общеевропейскую политику безопасности и обороны, чтобы ЕС мог организовывать совместные миротворческие операции.


В 2003 году, в конце второй войны в Конго, в Итури, когда враждующие ополченцы ленду и хема убивали друг друга, генеральный секретарь ООН Кофи Аннан обратился с призывом, на который откликнулся Европейский союз. Это была операция «Артемида»: в ней приняли участие более 2 000 человек из 18 стран. В действительности четыре пятых сил были французскими.

После этой операции Франция, Великобритания и Германия предложили создать Европейское

оборонное агентство (EDA), ответственное за развитие военного потенциала, исследования и вооружения. В развитие этой идеи Лиссабонским договором 2009 года была создана Европейская служба внешних действий (EEAS), отвечающая за управление гражданским и военным потенциалом ЕС по реагированию на кризисы. В 2015 году после терактов в Батаклане и Сен-Дени, совершенных по заказу Турции3, Франция задействовала положение ЕС о взаимной обороне (статья 42.7 Лиссабонского договора).

4.jpg

Федерика Могерини и 23 министра обороны ЕС (на фото Урсула фон дер Ляйен представляет Германию) активизируют Постоянное структурированное сотрудничество, которое позволяет ряду государств ЕС сотрудничать в совместных военных действиях в рамках Союза.


В 2016 году, когда Великобритания вышла из состава ЕС, Федерика Могерини, верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности, предложила «Глобальную стратегию ЕС по внешней политике и политике безопасности» (EUFSP).

В 2017 году была предложена программа Постоянного структурированного сотрудничества (ПСС), предусмотренная Лиссабонским договором. Её цель - объединить «твёрдое ядро» государств вокруг инклюзивных и амбициозных проектов, проводимых в дополнение к совместным действиям. В то же время был создан Европейский оборонный фонд для финансирования этого расширенного сотрудничества.

С началом войны на Украине, где ЕС встал на сторону украинских «интегральных националистов» против России, ситуация ускорилась: Брюссель выделяет десятки миллиардов евро на производство оружия и передачу его Украине. В то же время НАТО координирует действия европейских армий по выполнению боевых задач, связанных со сбором разведывательной информации, и оказанию помощи украинской армии. Этот симбиоз внезапно был нарушен переизбранием президента Дональда Трампа.

КАКИЕ ВАРИАНТЫ ЕСТЬ У ЗАПАДНОЕВРОПЕЙЦЕВ?

Когда некоторым европейским странам (прежде всего Франции, Германии и Дании, но не странам Балтии, Польше или Румынии) стало ясно, что США, отказавшись от украинских «интегральных националистов», собираются заключить сепаратный мирный договор с Россией, западноевропейцы (то есть вместе с Великобританией, которая не является членом ЕС, и без России) оказались предоставлены сами себе.

На различных совещаниях, импровизированных в Париже, Лондоне и Брюсселе, был выработан план по предотвращению хаоса, который неизбежно спровоцировал бы внезапный вывод американских войск из Европы. Все участники согласились, что (1) им необходимо приобрести оружие, которого у них сейчас нет, и (2) обучить новых солдат. Для реализации такого плана потребуется от 5 до 10 лет4.

На данный момент все западноевропейцы в той или иной степени считают Россию опасным потенциальным противником. На самом же деле, при нынешнем положении дел, риска вторжения России в соседние страны нет. Москва вовсе не вторглась на Украину, а лишь провела «специальную военную операцию» против «интегральных националистов», выполняя резолюцию Совета Безопасности ООН 2202. С другой стороны, по окончанию войны на Украине существует реальный риск того, что Польша вторгнется в Восточную Галицию, Румыния - в Молдавию, а Республика Сербская отделится от Боснии-Герцеговины и войдёт в состав Сербии5.

Поэтому вопрос о том, кто возглавит «коалицию желающих» защитить Украину от России, решается особенно сложно. Париж и Лондон конкурируют между собой, поскольку Франция и Великобритания - две единственные ядерные державы в этой группе. Атомная бомба бесполезна для тех, у кого нет надежной обычной обороны. Поэтому преимущества, о котором заявляют Париж и Лондон, не существует ни для них, ни для их союзников.

Румыния уже дала понять, что ей не нужен ядерный зонтик Франции (подразумевается, что мы продолжаем полагаться на зонтик Соединенных Штатов)6. Что касается Лондона, то большая часть Министерства иностранных дел убеждена, что нет смысла строить планы на будущее, и что лучше сосредоточиться на союзе с Китаем против России.

Исторически сложилось так, что Европейская комиссия является дальней родственницей высшего органа Европейского объединения угля и стали (ЕОУС). В этом качестве её президент Урсула фон дер Ляйен продолжает политику своего предшественника Вальтера Халльштайна. В 1930-х годах этот высокопоставленный европейский чиновник, будучи юристом, разработал для канцлера Адольфа Гитлера проект «Нового европейского порядка» (Neuordnung Europas). А госпожа фон дер Ляйен стремится создать европейскую армию для защиты ЕС. Однако вероятность воплощения этой идеи в жизнь ещё меньше, чем у президента Эммануэля Макрона и премьер-министра Кира Стармера, поскольку НАТО не может существовать... без средств НАТО.


1 «Emmanuel Macron warns Europe: NATO is becoming brain-dead», The Economist, November 7th, 2019.
2 «Предотвращает ли Дональд Трамп крах «американской империи»?», Тьерри Мейсан, Перевод Эдуард Феоктистов, Сеть Вольтер, 11 марта 2025.
3 «Подлый план создания Курдистана», Тьерри Мейсан, Перевод Эдуард Феоктистов, Сеть Вольтер, 8 декабря 2015. «Erdoğan menace l’Union européenne», par Recep Tayyip Erdoğan , Réseau Voltaire, 18 mars 2016. «La Turquie revendique le bain de sang de Bruxelles», par Savvas Kalèndéridès , Traduction Christian Haccuria, Réseau Voltaire, 24 mars 2016. «Mohammed Abrini est un informateur des Britanniques», Réseau Voltaire, 28 juin 2016.
4 «European military powers work on 5-10 year plan to replace US in Nato», Henry Foy & Ben Hall, Financial Times, March 20, 2025.
5 «Позиция Республики Сербской в отношении текущего конституционного кризиса в Боснии и Герцеговине», Željka Cvijanović, Сеть Вольтер, 6 марта 2025.
6 «Romania does not need France’s nuclear umbrella — adviser to acting president», Tass, March 17, 2025.

www.voltairenet.org


Возврат к списку
Другие материалы автора