
НОВЫЙ ВИТОК ЭСКАЛАЦИИ ИЛИ ЗАВЕРШАЮЩИЙ ЭТАП?
События развиваются стремительно. Ближайшие недели могут стать решающими для судьбы не только Армении, но и мира. Об Армении отдельно, а сегодня в центре внимания - подготовка референдумов о вхождении в состав России в Донецкой и Луганской республиках, в Херсонской и Запорожской областях. И, конечно, заявление президента РФ Владимира Путина, в котором говорится о проведении частичной мобилизации и намерении защищать российскую государственность всеми доступными средствами.
ЗАЯВЛЕНИЕ ПУТИНА И РЕШЕНИЕ О РЕФЕРЕНДУМАХ на Западе восприняли как начало нового витка эскалации конфликта на Украине. Впрочем, так его оценили не только эксперты стран, вовлеченных в конфликт прямо или косвенно. Однако… Может, мы неисправимые оптимисты, но возможно все наоборот: заявление Путина - начало последнего этапа конфликта, его завершения.
Вспомним, как все начиналось. Была проблема непризнанных Донецкой и Луганских республик. С целью ее решения был запущен Минский процесс консультаций между Россией и Украиной при посредничестве Франции и Германии. Был выработан мирный план урегулирования проблемы, согласно которому республики Донбасса оставались частью Украины, но с гораздо более широкими правам самоуправления, чем остальные области страны. Зеленский торпедировал этот план при поддержке Лондона и Вашингтона. Непризнанные республики провели референдумы, на основе их результатов объявили о своей независимости и обратились за помощью к России. Начались военные действия.
Еще на первом этапе военных действий была реальная возможность остановить их нарастание. На переговорах в Стамбуле были выработаны предложения, суть которых сводилась к тому, что боевые действия прекращаются, войска остаются на занимаемых позициях, Украина отказывается от претензий на Крым, заявляет об отказе от намерения вступить в НАТО, Россия выступает гарантом безопасности Донецка и Луганска, судьба которых должна была быть определена путем дальнейших мирных переговоров.
План был близок к согласованию, однако Зеленский отказался от предложений, разработанных при активном участии членов его же команды. Вашингтон и Лондон подначили Киев к продолжению военных действий, началась накачка Украины самым разнообразным современным оружием.
Что ожидается в ближайшей перспективе? Уже не только в Донецкой и Луганской республиках, но и в Херсонской и Запорожской областях пройдут референдумы о присоединении к России. Надо полагать, жители данных регионов выскажутся положительно, и их руководство обратится к России с просьбой принять Донецк, Луганск, Запорожье и Херсонщину в свой состав. Москва даст добро и через определенное время указанные территории будут провозглашены частью России, как в свое время Крым.
Это не будет признано западным миром, но станет далеко не первым случаем в истории, когда границы какой-то страны не признаются другой страной или группой стран. Эксперты напоминают историю включения в состав России прибалтийских республик, что также долгое время не признавалось рядом западных государств.
Что будет означать вхождение указанных регионов в состав России с военной точки зрения? Если Киев начнет наносить по ним удары, в Москве это воспримут как военные удары непосредственно по российской территории.
ИЗВЕСТНО, ЧТО НАТО ОФИЦИАЛЬНО ВСТУПАТЬ В ВОЙНУ с Россией не намерена. Руками украинцев – да. Помогать вооружением – да. Воевать самим – нет. В Киеве, в свою очередь, понимают, что нанесение ударов непосредственно по территории России, или по территории, которую, скажем так, Россия считает своей, может обернуться для Украины жестокими потерями. И мы видим, что крымчане, за исключением нескольких эпизодов, чувствуют себя в относительной безопасности в том числе и по этой причине.
Итак, в скором времени указанные регионы будут, по всей вероятности, провозглашены частью РФ, при этом фактически, завершится основная часть военной спецоперации, поскольку о планах захвата Киева или Львова Москва никогда ничего не говорила. И тут мяч окажется на стороне Киева и его кураторов. Либо продолжать военные действия, либо пойти на мирные переговоры, правда, уже на гораздо более худших условиях, чем те, что предлагались Зеленскому в марте-апреле 2022-го, и тем более худших, чем предлагалось еще в 2016-ом. Если отбросить в сторону пропаганду, таковы реальные итоги военных действий для Украины.
Продолжать ли Киеву войну? Наносить ли удары по Запорожью, Херсону, Донецку и Луганску, провозглашенными частью России? Тогда Москва просто заявит, что речь идет уже не о локальной операции, а о военных действиях против самой Российской Федерации. Со всеми вытекающими отсюда последствиями, о которых заявил Путин формулировкой о готовности защищать свою страну «всеми возможными средствами». Пойдет ли и на это Зеленский, понимая разницу между ударами по Донецку и Луганску сейчас и потом, когда они уже будут объявлены частью России, и понимая, что страны НАТО сами с Россией воевать не собираются?
Зеленский и его кураторы окажутся перед выбором: либо идти на переговоры с Москвой, пытаясь отстоять хоть какие позиции, например, по Херсону и Запорожью, либо вести полномасштабную войну, рискуя принять на себя удары самого мощного российского вооружения.
Возможно, некоторое время западный мир будет рассчитывать расшатать ситуацию в самой России. Но если убедится в бесперспективности сценария, мирные переговоры станут единственной возможностью обезопасить свои страны от втягивания в прямой военный конфликт. Именно предсказуемость такого расклада дает некоторый повод для оптимизма в том контексте, что последние события ведут не столько к эскалации конфликта, сколько к возможности его завершения, чтобы избежать катастрофы мирового масштаба. Правда, провокаций при этом будет сколько угодно и где угодно.
P.S. Между тем президент Франции Эммануэль Макрон заявил, что необходимо сделать все для возвращения к переговорам по Украине.
Рубен Маргарян
www.golosarmenii.am
Возврат к списку