• am
  • ru
  • en
Версия для печати
08.06.2022

КОМУ НУЖНЫ ДОЛГОВЫЕ МИЛЛИАРДЫ?

   

Основная часть финансового содействия Европейского союза Армении в 2,6 млрд евро будет предоставлена в виде кредитов. Об этом на совместном заседании постоянных комиссий НС заявил министр финансов Тигран Хачатрян, передает Armenia today.

ПО ЕГО СЛОВАМ, ЧАСТЬ КРЕДИТНЫХ СРЕДСТВ получит частный бизнес, другая часть будет направлена на финансирование государственных программ. В рамках программы содействия имеется и грантовый компонент. Одна из самых крупных программ, которая будет финансироваться европейскими партнерами, касается инфраструктур, в том числе строительства дорог и водохранилищ. Что касается частного сектора, то, как отметил министр, европейцы отдают предпочтение сфере энергетики, в частности, возобновляемой энергетики. Также в процессе обсуждений находится проект, направленный на повышение конкурентоспособности отечественных компаний и раскрытие потенциала развития. В настоящее время по данному вопросу активные переговоры ведет Министерство экономики.

Хачатрян подчеркнул, что партнеры из ЕС согласились профинансировать строительство дороги Сисиан-Каджаран, являющейся частью транспортного коридора "Север-Юг". Министр сообщил, что текущий год характеризуется подготовительным периодом к реализации программ, которые будут профинансированы ЕС.

НО НЕВОЗМОЖНО УМОЛЧАТЬ: ОЧЕНЬ БОЛЬШОЙ ВОПРОС, дойдут ли эти деньги в принципе до места назначения. Скажем откровенно, даже когда впервые было озвучено это намерение ЕС, оставались вполне обоснованные сомнения в том, что инвестиционные проекты Евросоюза, причем столь масштабные, в итоге реализуются. И тут вопрос в том, рискнет ли Брюссель "вбухать" такие деньги в сферу и политического, и экономического, и военного влияния Москвы, каковой была и остается Армения. После начала российской военной операции в Украине упомянутый геополитический фактор оброс, с одной стороны, откровенным жестким конфликтом Запада с Россией, с другой стороны – экономическим, а значит и финансовым кризисом в самой Европе. Сегодня европейцы явно больше думают о том, как финансово поддержать Украину, как самим не разориться, как успокаивать свои негодующие беспрецедентной инфляцией общества, нежели о том, чтобы предоставить финансовое содействие Армении. Иными словами, в этом плане Брюсселю сейчас явно не до Еревана.

Кроме того, если раньше можно было предположить, что подобными финансовыми инструментами ЕС старается "мягкой силой" выдавить Россию из этой зоны, то теперь эта самая мягкая сила потеряла свою актуальность. Сейчас все делается грубо и открыто. Теперь Брюсселю необходима более существенная мотивация для выделения таких денег. Какая именно, сказать сложно. Можно предположить, но в данном случае не будем строить версии. Потому как не будем уподобляться правительству Армении, занятому делением шкуры неубитого медведя.

В любом случае ясно одно: даже если ЕС все же выделит эти средства Армении, то, во-первых, не сделает этого на фоне растущей взаимосвязи экономик РФ и РА, РА и ЕАЭС. Именно такой рост происходит сегодня. Во-вторых, в нынешних геополитических условиях цена 2,6 миллиардов брюссельских евро для Еревана изрядно выросла. Чем будем расплачиваться? Разве что уступками соседям под лозунгом эпохи мира в регионе и шагами по разрыву поступательного развития взаимоотношений по всем направлениям с стратегическим союзником. В принципе, лишь в этом случае можно теоретически допустить, что деньги будут-таки выделены. А пока речь лишь об обещаниях, в которые верится все меньше.

Впрочем, в правительстве Армении, похоже, уверенности в этом плане больше. Настолько, что уже раскрывают ключевую деталь сделки. Долгое время наши чиновники, рассказывая об этом проекте еврофинансирования армянской экономики, избегали прямо указывать на то, что львиная доля "содействия" – это кредиты. Конечно, и ежу было понятно, что это именно так. Но как-то не хотели наши должностные лица называть вещи своими именами. Вот сейчас стали называть.

ИТАК, ПО СУТИ, ЕС ПРЕДЛАГАЕТ НАМ УВЕЛИЧИТЬ своей внешний долг на 2,6 миллиардов евро. А правительство Армении мечтает о воплощении этого предложения. Что ж, допустим сделка получается. Тогда внешний долг страны растет почти на 40%. По положению на март текущего года, он (внешний долг) составляет 6 миллиардов 645 миллионов долларов. Конечно, если эти деньги будут использованы рачительно и с умом, то, возможно, даже так сильно увеличившийся внешний долг найдет оправдание у будущих поколений, которым придется расплачиваться. То есть, важно представить, во что практически воплотятся миллиарды. Министр финансов, конечно, перечисляет ряд актуальных программ. Но это еще не означает, что финансирование, преобразуется в продукты государственного значения. Отнюдь.

Кто-нибудь может сказать, в какой продукт превратились те миллиарды, которые это правительство взяло в долг за прошедшие 4 года? Тут вновь обратимся к цифрам. В начале 2018 года внешний долг Армении составлял 2 млрд 660 миллионов долларов. Фактически, за 4 года своего существования это правительство умудрилось почти утроить тот показатель, который формировался в течение более чем 25 лет. И что? Армения расцвела? И что, эти деньги превратились какие-то объекты государственного значения? И что, эти деньги улучшили благосостояние народа, который за это время (согласно официальной статистике) стал беднее?

Зачем чиновникам и действующей власти нужны новые кредитные средства, понятно. Интерес ЕС, предлагающего кредиты, тоже в принципе понять можно. Единственное, что остается загадкой: нужны ли эти средства Армении и ее народу? Вроде бы нет…

Ара Меликсетян
www.golosarmenii.am


Возврат к списку