• am
  • ru
  • en
Версия для печати
19.05.2022

ПОСЛЕДНИЙ ЧЕЛОВЕК, или КТО БЫ ГОВОРИЛ

   

На прошедшем в начале недели юбилейном саммите ОДКБ в Москве Никол Пашинян, в свойственной ему манере поиска «главных ответственных» и «главных виновных» в результатах 44-дневной войны, выдвинул конкретные претензии в адрес организации. Их на сей раз оказалось несколько.

ВО-ПЕРВЫХ, ПАШИНЯН УПРЕКНУЛ ОДКБ В ТОМ, что год назад организация не предприняла шагов по предотвращению оккупации азербайджанскими ВС суверенной территории РА.

«В прошлом году, как раз в эти дни, войска Азербайджана вторглись на суверенную территорию Армении. Армения обратилась в ОДКБ, чтобы задействовать механизмы, предусмотренные «Положением о порядке реагирования на кризисные ситуации Организации Договора о коллективной безопасности» от 10 декабря 2010 года. Этот документ был утвержден Советом коллективной безопасности, однако, к сожалению, нельзя сказать, что организация отреагировала так, как ожидала Республика Армения», - заявил он.

Скажем прямо, в данном вопросе ОДКБ действительно заслуживает даже осуждения. До сих пор азербайджанские военные подразделения находятся не только на суверенной территории Армении, оккупировав фактически более 40 квадратных километров, но и вторглись и остаются в зоне ответственности в том числе ОДКБ. Уже больше года организация мирится с данным фактом, чему трудно найти хоть одно логическое оправдание.

Другое дело, что лично Пашинян – последний человек на свете, кто вправе обвинять ОДКБ в бездействии по этому вопросу. За прошедший год официальный Ереван, параллельно процессу налаживания отношений с Баку и Анкарой, фактически ни разу жестко не потребовал вывода азербайджанских подразделений с нашей территории, не попытался хотя бы выдвинуть требование деоккупации 40 квадратных километров в качестве условия нормализации отношений. Не говоря уже о том, что военного сопротивления азербайджанскому вторжению со стороны Армении не было.

Кроме того, упрекает ОДКБ в инертности тот самый Пашинян, который в свое время (год назад, во время азербайджанского вторжения на территорию вокруг «Черного озера») говорил: «Не будем же мы воевать из-за 30% озера». И вот теперь этот человек – виновник отказа Армении от сопротивления азербайджанской агрессии - жалуется, что ОДКБ свою задачу не выполнила. Кому-кому, но только не Пашиняну выдвигать такие претензии.

ВО-ВТОРЫХ, он раскритиковал организацию за неадекватную реакцию во время 44-дневной войны, а еще за то, что долгие годы ОДКБ продавала оружие Азербайджану и это оружие было использовано в ходе войны против армянского народа.

Да, это проблема, да, на протяжении десятилетий официальный Ереван поднимал этот вопрос по крайней мере перед Москвой. Ответ был неизменным: «Ничего личного, это всего лишь бизнес». Кроме того, официальному Еревану всегда напоминали о том, что у Армении в данном вопросе ощутимые преимущества: в отличие от того же Азербайджана, Ереван получает (в рамках ОДКБ) вооружения по льготным, существенно более низким ценам. Конечно, оба аргумента сразу теряют силу для граждан РА в тот момент, когда это оружие начинает стрелять в нас. Но тут есть еще один нюанс.

Где были Вооруженные силы Армении, обладающие льготно приобретенным в рамках ОДКБ оружием во время войны в Арцахе? Почему армия РА не отправилась воевать и защищать Арцах? Ответ тут один: так решил верховный главнокомандующий. Да, ОДКБ заслуживает критики, в частности, по линии продажи оружия Азербайджану. Но Никол Пашинян – последний человек на планете, который должен бы озвучивать претензии.

НАКОНЕЦ, В-ТРЕТЬИХ. На протяжении всех 44 дней войны армянское общество вполне справедливо ожидало вмешательства ОДКБ. Были на это все основания – агрессии подвергался не только Арцах, но и Армения, входящая в зону ответственности организации. На протяжении всех 44 дней армянское общество ожидало от властей обращения за помощью к организации. Но официальный Ереван так и не обратился к ОДКБ по надлежащей процедуре. То говорили, что еще не время. То говорили, что обратимся тогда, когда будем уверены, что помощь поступит. Словом, официального обращения не было.

И с учетом этого обстоятельства, сегодня премьер-министр Армении – последний человек на планете, кто может жаловаться на неадекватную реакцию ОДКБ во время войны…

На самом деле ясно, почему Никол Пашинян решил омрачить своими «наездами» юбилейный московский саммит ОДКБ. Это была игра на публику. На публику внешнюю, западную, и на публику внутреннюю – прозападную. Первой (западной) аудитории надо было продемонстрировать свою полезность в плане контрсилы внутри ОДКБ. Пашинян может быть своего рода троянским конем в курируемой Москвой системе безопасности. При нынешней геополитической конъюнктуре очевидно, что на такого коня может быть достаточно хороший спрос из различных западных столиц.

Второй адресат представления, устроенного Пашиняном на московском саммите ОДКБ, – внутренняя прозападная и русофобская аудитория, которая, с одной стороны, является единственным внутриполитическим партнером действующей власти, с другой – явно не очень довольна продолжением союзнических отношений Еревана с Москвой. Тем более в нынешних геополитических реалиях.

Что же касается самой ОДКБ, то, повторюсь, гражданам Армении, в целом армянскому народу есть в чем упрекать организацию. Но Никол Пашинян - последний из граждан Армении, кто может вообще в чем-то винить эту структуру. Тот Никол Пашинян, который свою премьерскую деятельность начал с дискредитации ОДКБ уголовным преследованием ее Генерального Секретаря Юрия Хачатурова.

Ара Меликсетян
www.golosarmenii.am


Возврат к списку