• am
  • ru
  • en
Версия для печати
23.04.2022

РАССКАЗ МОЕЙ БАБУШКИ

   

Шел 1948 год. Я вместе с моими родителями жил в городе Тбилиси. Мой папа в звании полковника служил в штабе ЗакВО, а я был принят в школу, в первый класс. В то послевоенное время школьные тетради были большим дефицитом, и их было не достать. Поэтому моя мама разрезала желтоватые листы оберточной бумаги, чертила на них линии с помощью карандаша и подшивала эту самодельную тетрадь на бабушкиной швейной машинке. А так как даже такой оберточной бумаги было немного, то я рыскал в ее поисках по всему дому.

И вот однажды, копаясь в бабушкиных вещах, я наткнулся на перевязанный ниткой небольшой бумажный сверток. Конечно же, я начал этот сверток разворачивать и когда бумажка раскрылась, внутри обнаружилась старая фотография военного с шашкой и орденами, очень статного и представительного выглядевшего. Сначала я даже подумал, что это мой отец (он был кавалеристом), но это был явно не он. Пока я разглядывал фотографию, меня обнаружила моя бабушка Нушик. Увидев, что я делаю, бабушка схватилась за голову и вскрикнула «прячь обратно, не то нас арестуют». Тогда я не понял, в чем было дело…

История спасения моей бабушки Нушик мы все хорошо знали. Она вместе со своей семьей жила в городе Муш. В 1915 году с началом массовых убийств армян, тогда еще молодой женщине – пришлось бежать со своей трехлетней дочкой Викторией на руках бежать в Восточную Армению. Забегая вперед скажу, что из всей семьи спастись удалось только им. Бабушка Нушик одной из последних пешком покинула город Муш, чтобы найти пристанище в Эчмиадзине. С ней шел также ее семилетний племянник Гарник, который тащил с собой сумку с их скудным имуществом. С тем, что успели забрать с собой.

В последствии, если кто-либо из знакомых говорил Нушик, что он из Муша, то она его проверяла, спросив конкретную дату его выхода из Муша. И если ответ был не верен, то она говорила: «ты наверное не из города, а из деревень поблизости. Я покинула Муш с последним караваном беженцев-армян, а на следующий день все население, 40000 человек оставшихся в городе армян, было уничтожено вооруженными турецкими отрядами».

По пути в Эчмиадзин, куда двигались караваны беженцев, турецкие банды атаковали и убивали всех, кто попадался им на пути.

Так вот та история, которую моя бабушка Нушик не раз мне рассказывала, запомнилась мне с самого детства.

Через много дней пути, бабушка, изможденная долгим путем, добрела уже почти до самой границы. С двумя детьми, которые сами уже еле держались на ногах. И когда спасение, как казалось, было уже близко, вдруг турки начали сильнейший обстрел пешей колонны беженцев. Положение было отчаянное, ни бежать, ни прятаться сил больше не было.

И тут, как в сказке, вдруг появляется отряд армянских фидаинов, которые поскакали вразрез между беженцами и атакующими их отрядами турками. Как рассказывала бабушка Нушик, когда началась стрельба, они вместе с дочкой и племянником легли на землю. Бабушка смотрела по сторонам, чтобы понять, в какую сторону можно бежать. Но местность была равнинная, там почти не было ни холмов, ни пригорков. Бабушка была очень решительной и деятельной женщиной, но в таком положении, да еще с детьми, почти растерялась.

И вдруг перед ней появляется всадник на вороном коне, мужественный и красивый. Он руководил действиями армянских фидаинов, которые пришли на помощь беженцам. Увидев, что молодая женщина с детьми не может быстро покинуть зону интенсивного обстрела, он приказал бабушке Нушик взяться за стремя его коня, а сам взял ее дочьк себе на руки.

Бабушка Нушик говорила, что пули летели и жужжали, как шмели. Но бесстрашный всадник прикрыл ее и детей свои телом, а также своим конем, и вывел их из под обстрела, и тем самым спас им жизнь.

Вскоре, уже в Эчмиадзине, бабушка Нушик узнала от беженцев (из той же колонны) имя своего спасителя. Его звали - Зоравар Андраник - национальный герой армянского народа. Это его фотографию бабушка Нушик бережно хранила, несмотря на строжайшие запреты тогдашнего времени…

Вот так я узнал имя спасителя нашей семьи, героя армянского народа – ЗОРАВАРА АНДРАНИКА.

Эдуард Арташесович Казарян
Профессор


Возврат к списку