
ДЕЛИМИТАЦИЯ: СЦЕНАРИЙ АЛИЕВА
События в Казахстане еще долго будут обсуждаться, тем более, что там все еще только начинается. Как и реакция на эти события отца «армянской бархатной революции любви и согласия», правдолюба и демократа Пашиняна, удостоенного Байденом приглашения на «саммит демократии»…
НО ОБ ОДНОМ УРОКЕ СОБЫТИЙ В КАЗАХСТАНЕ можно говорить уже сегодня. О том, как много непредсказуемого в нашем быстро меняющемся мире. К примеру, не припомню прогнозов аналитиков о грядущих катаклизмах в Казахстане. Наоборот, со стороны казалось, что это вполне себе стабильная страна, не без проблем, конечно, но не настолько взрывоопасного масштаба. Тем не менее, взрыв случился, и к каким последствиям не только для самой страны, но и для ее соседей, почему бы нет - для мира в целом, это приведет – сказать трудно.
Если такое случилось в Казахстане, есть ли основания говорить о предсказуемости событий в нашем регионе? В том самом, полном вызовов и противоречий, где Пашинян собирается открыть «эпоху мира» ценой уступок армянских интересов. Конкретно - путем запуска процесса демаркации и делимитации государственной границы с Азербайджаном в условиях, когда сам признает, что Азербайджан незаконно оккупировал часть армянских приграничных территорий. А также запуска нормализации армяно-турецких отношений в условиях, когда официальная Анкара не раз заявляла, что весь процесс будет идти с учетом интересов Баку и закрепления либо уже фактически реализованных, либо близких к реализации предусловий турецкой стороны.
Собственно, если Анкара готова наладить отношения с Ереваном, зачем ей эта бодяга с назначением переговорщиков, специальными встречами? Разве Турция так налаживала свои отношения с другими странами? Или Армения выстраивала свои внешнеполитические контакты, назначая специальных представителей?
Нет, конечно. Обычно страны после взаимного признания независимости обмениваются визитами официальных делегаций и открывают дипломатические миссии. Постепенно подписываются договора, регулирующие те или иные межгосударственные отношения, права и обязанности. И если Анкара действительно готова прекратить блокаду Армению, можно было идти по накатанному пути: обменяться визитами, как это было во время «футбольной дипломатии», затем открыть представительства, разблокировать границы и так далее… А тут специальные представители. Зачем это Турции?
Во-первых, для реализации предусловий, которые пока не реализованы, и закрепления тех некогда предусловий, которые уже воплощены на практике по итогам 44-дневной войны. Для того, чтобы весь мир убедился, что никаких претензий у армянской стороны к Турции нет, а международное признание Геноцида армян потеряло актуальность. Очень возможно, что замораживание вопроса будет реализовываться через пресловутую комиссию историков, о которой ранее не раз говорила турецкая сторона.
Ну, а во-вторых, Анкара и Баку рассчитывают, что процесс «армяно-турецкой нормализации» будет стимулировать Пашиняна на окончательную сдачу Арцаха. То есть, когда Анкара говорит, что процесс «нормализации» будет идти с учетом интересов Азербайджана, это означает, что его успешный ход Турция связывает также с вопросом контроля Баку над транзитом своих грузов по территории РА и с подписанием мирного договора между Арменией и Азербайджаном, способного положить конец мечте Арцаха о независимости. Ну, а про Гадрут и Шуши Пашинян уже все сказал.
…НА СВОЕЙ ПОСЛЕДНЕЙ ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИИ Роберт Кочарян говорил о том, что процесс делимитации и демаркации границы в условиях отсутствия дипломатических отношений между странами – нонсенс. Обычно бывает наоборот: страны признают друг друга, потом запускают процесс уточнения границы, которые может длиться годами, а то и десятилетиями.
Так что при запуске процесса делимитации и демаркации Баку выигрывает сразу в нескольких аспектах. С одной стороны, это придаст присутствию азербайджанских войск на территории Армении определенную легитимность в глазах мирового сообщества: дескать, в чем проблема, идет совместный процесс уточнения границы… Кроме того, Баку собирается поднять вопрос о возвращении ряда бывших анклавов, о чем уже говорит глава МИД Азербайджана.
Наконец, сразу с началом процесса делимитации границы Алиев потребует подписания мирного договора. В свою очередь, Анкара будет настаивать на этом в ходе переговоров с Ереваном. По сценарию Алиева, слаженными шагами они «помогут» Пашиняну подписать договор, закрепляющий итоги 44-дневной войны в полном объеме и статус Арцаха в составе Азербайджана. После чего Баку будет куда легче добиться вывода из региона российских миротворцев, что, в свою очередь, приведет к исходу армян из Арцаха.
Алиев торопится. Он учел уроки Первой карабахской войны, когда армянская сторона проявила благодушие, не настояв на закреплении ее итогов мирным договором, фиксирующим независимый от Баку статус Арцаха. Алиев на армянские грабли наступать не намерен. Наученный нашими ошибками, он стремится дожать ситуацию до конца сегодня, понимая, как быстро могут меняться расклады в сегодняшнем мире. И казахский опыт лишний раз это подтвердил.
Есть ли возможность у армянской стороны избежать этого сценария, ведущего в конечном итоге к исходу армян из Арцаха, отказу от признания Геноцида армян и господству в Армении турецкого капитала? Р. Кочарян говорил о том, что альтернатива делимитации и демаркации границы заключается в отказе от этого процесса…. Тем более, в условиях оккупации Азербайджаном части армянских приграничных территорий.
Альтернатива есть. Только вот Пашинян на нее не пойдет.
Возврат к списку