Дартмутская конференция и урегулирование азербайджано-карабахского конфликта

Материал любезно предоставлен фонду «Нораванк» кандидатом исторических наук, советником министра иностранных дел Нагорно-Карабахской Республики, руководителем делегации Нагорно-Карабахской Республики на Дартмутской конференции - Р.А.Заргаряном.
В Подмосковье в Снегирях прошел XI раунд российско-американской Дартмутской конференции по Нагорному Карабаху, на котором активно обсуждался план Минской группы (МГ) ОБСЕ. Участвовать в этом раунде должны были сопредседатели Минской группы ОБСЕ Мэтью Брайза и Юрий Мерзляков, однако в последний момент сопредседатели МГ ОБСЕ на Дартмутскую конференцию не приехали.
Почему?
Можно предположить, что за этим стоит нежелание сопредседателей МГ ОБСЕ заниматься объективно возникшей проблемой согласования проекта МГ по Нагорному Карабаху и проекта Рамочного соглашения по мирному процессу, разработанного в рамках Дартмутской конференции в 2005 году. Опасается официального участия сопредседателей МГ ОБСЕ в конференции и Баку, так как в работе Дартмутской конференции полноправно и эффективно участвует Нагорно-Карабахская Республика. Однако, с течением времени становится все более ясно, что необходимость мирного и прочного урегулирования азербайджано-карабахского конфликта рано или поздно потребует обращения международного сообщества к проекту Дартмутской конференции.
Сейчас полноценных переговоров по Нагорному Карабаху нет. Формат переговоров, в которых участвуют только Армения и Азербайджан, является нарушением принятых в ОБСЕ официальных решений Будапештского саммита декабря 1994 г. и Пражского Резюме действующего Председателя ОБСЕ от 31 марта 1995 г. о трех сторонах конфликта и совершенно не отражает суть конфликта, основными сторонами которого являются Нагорно-Карабахская Республика и Азербайджанская Республика. Без окончательного признания НКР и ее участия в процессе переговоров, без учета мнения карабахского народа решить проблему невозможно. Единственным действующим соглашением уже на протяжении 13 лет является Бишкекское соглашение 1994 г., подписанное тремя сторонами, включая НКР.
В ходе XI раунда Дартмутской конференции карабахская и армянская делегации представили развернутый и аргументированный анализ неприемлемости ряда системообразующих элементов плана Минской группы ОБСЕ. Было высказано неприятие модели урегулирования по схеме «территории в обмен на референдум». Было отмечено, что Армения идет на серьезные уступки, а в ответ в Азербайджане на официальном уровне раздаются только призывы к войне, при этом территориальные аппетиты официального Баку стремительно растут. Была подчеркнута необходимость участия НКР в переговорах. Участники Дартмутской конференции высказали скептицизм в отношении практической пригодности существующего плана МГ ОБСЕ.
В Карабахе считают, что Баку, претендуя на территории, желает получить их в одностороннем порядке и уже на самом первом этапе урегулирования. При этом Азербайджан отказывается решать основной вопрос конфликта – обеспечение безопасности карабахского народа, механизмом и важнейшей гарантией чего является незамедлительное окончательное признание государственной независимости НКР, а также решение проблемы оккупированных Азербайджаном земель Нагорного Карабаха и Армении и армянских беженцев. Удовлетворение территориальных претензий Азербайджана путем односторонней передачи ему каких-либо территорий Нагорного Карабаха неизбежно повлекут серьезную дестабилизацию ситуации в регионе.
Принцип – «территории в обмен на референдум» (или «территории в обмен на статус») является изначально ущербным и не способствует прогрессу на переговорах. Статус не меняется на территории. Независимый де-факто государственный статус НКР не подлежит обсуждению; этот статус должен быть незамедлительно признан и должен быть подписан мирный договор между НКР и Азербайджаном, в рамках которого оформляется взаимное признание НКР и Азербайджана и решается вопрос территорий и беженцев на взаимной основе, то есть районы, на которые предъявляет претензии Азербайджан, должны обсуждаться в связке с районами НКР и районами Северного Нагорного Карабаха, оккупированными Азербайджаном.
В ходе урегулирования должна быть также решена проблема оккупированных Азербайджаном Шаумянского района, части Мардакертского и Мартунинского районов НКР, а также Северного Нагорного Карабаха (Ханларский, Дашкесанский, Шамхорский, Кедабекский районы, армянская часть города Гандзака) и армяно-карабахских беженцев из этого региона. Нагорный Карабах является в географическом и историческом аспекте более широким понятием, чем бывшая НКАО и современная НКР. Согласно международному праву, Нагорный Карабах имеет полное право на восстановление своей территориальной целостности и самоопределение в своих естественных исторических границах, в которых он был аннексирован Азербайджаном в 1921 г.
Говоря о государственном статусе НКР, необходимо отметить, что в Конвенции о правах и обязанностях государств, которая была подписана в Монтевидео (Уругвай) 26 декабря 1933 года, в статье №1 дано юридическое определение государства - субъекта международного права как обладающего следующими характеристиками: а)постоянное население; б)определенная территория; в)правительство; г)способность вступать в отношения с другими государствами. НКР обладает всеми перечисленными характеристиками. При этом в статье № 3 Конвенции о правах и обязанностях государств зафиксировано: «Политическое существование государства не зависит от признания другими государствами. Даже до признания государство имеет право защищать свою целостность и независимость, обеспечивать самосохранение и процветание, и, следовательно, организовывать себя так, как оно считает нужным, принимать законы в своих интересах, руководить своим аппаратом и определять юрисдикцию и компетенцию своих судов. Осуществление этих прав не имеет каких-либо ограничений, отличных от осуществления прав другими государствами в соответствии с международным правом».
План МГ ОБСЕ не содержит решения важнейших вопросов урегулирования азербайджано-карабахского конфликта, а именно: обеспечения безопасности народа НКР, важнейшей гарантией чего является признание независимого государственного статуса НКР; подписания мирного договора между НКР и Азербайджанской Республикой; восстановления территориальной целостности Нагорного Карабаха; решения проблемы беженцев всех категорий, то есть не только азербайджанских, но и армяно-карабахских (беженцы из оккупированных районов НКР, беженцы из Северного Нагорного Карабаха); исторического примирения армянского и азербайджанского народов.
На карабахско-азербайджанских переговорах наиболее продуктивным было бы взаимно признать независимость Нагорно-Карабахской Республики и Азербайджанской Республики и подписать мирный межгосударственный договор.
Окончательное признание Нагорно-Карабахской Республики – кратчайший путь к урегулированию азербайджано-карабахского конфликта, решению проблем территорий и беженцев, миру и стабильности в регионе. Признание Азербайджаном независимости НКР обеспечит общие коренные интересы народов НКР и Азербайджана: прекращение почти столетнего конфликта и недопущение новой войны и новой волны беженцев; решение проблем беженцев; формирование стабильных институтов, обеспечивающих демократию и законность; обеспечение государственного суверенитета НКР и Азербайджана; экономические реформы и повышение благосостояния; прекращение гонки вооружений; вместо линии фронта формирование границ добрососедства и сотрудничества. Чем раньше произойдет признание независимости НКР Азербайджаном, тем скорее начнется развитие самого Азербайджана.
Цивилизованное и прочное урегулирование азербайджано-карабахского конфликта должно основываться на следующих пяти принципах: определение статуса - исключительное право народа НКР; взаимное признание независимости Нагорно-Карабахской Республики и Азербайджанской Республики и окончательное признание международным сообществом государственной независимости НКР; восстановление территориальной целостности Нагорного Карабаха и исключение его анклавности; международные и собственные гарантии безопасности народа Нагорного Карабаха; решение проблемы территорий и беженцев только на взаимной основе, в рамках мирного договора между НКР и Азербайджаном.
В ходе XI раунда все три делегации - Нагорного Карабаха, Азербайджана и Армении - продемонстрировали свою приверженность Дартмутскому соглашению 2005 года, подчеркивая, что сопредседателям и участникам Дартмутской конференции следует интенсифицировать работу по продвижению идей проекта «Рамочного соглашения о мирном процессе».
Преимущества Дартмутского проекта «Рамочного соглашения о мирном процессе» состоят в том, что в нем определены логика и принципы всеобъемлющего мирного процесса. Все стороны объявляют о своем обязательстве отказаться от использования силы или угрозы силой и разрешать разногласия мирными средствами. Урегулирование осуществляется исключительно мирными способами, путем переговоров в трехстороннем формате. Переговоры должны начаться без предварительных условий. Вопрос о территориях и беженцах должен решаться на основе взаимности и быть синхронизирован с ходом мирного процесса, а не предшествовать ему. В ходе переговоров должен быть юридически оформлен статус Нагорного Карабаха и заключен мирный договор между Нагорным Карабахом и Азербайджаном. Укрепление взаимного доверия между участниками мирного процесса требует прекращения враждебной деятельности и особенно пропаганды.
Стороны конфликта должны отказаться от насилия, от применения силы и угрозы применения силы; уже на первом этапе урегулирования необходимы меры доверия. Это особенно важно в связи с тем, что в Азербайджане до сих пор раздаются призывы к интервенции, к джихаду против Нагорно-Карабахской Республики и Республики Армения, систематически на официальном уровне звучат заявления о стремлении стереть Армению с лица земли. Эта позиция абсолютно неприемлема, так как объективно в повестке дня стоит нечто прямо противоположное – историческое примирение народов НКР, Азербайджана и Армении.
В ходе XI раунда Дартмутской конференции было принято решение направить сопредседателям МГ ОБСЕ письмо с анализом переговорного процесса. Текст был составлен сопредседателями Дартмутской конференции Виталием Наумкиным и Гарольдом Сондерсом, обсужден и согласован участниками конференции. В письме зафиксирована озабоченность рядом элементов плана МГ ОБСЕ: исключением полномочных представителей Нагорного Карабаха из переговоров; отсутствием широкого мирного процесса, охватывающего все аспекты проблемы; отсутствием ясности по вопросу о времени и механизме проведения, составе участников и вопросам, вынесенным на референдум по статусу Нагорного Карабаха; отсутствием мер доверия.
Дартмутская конференция предложила сопредседателям МГ ОБСЕ ряд первоочередных мер, в том числе: заключить на высшем уровне соглашение о взаимном отказе от насилия и враждебной пропаганды; создать зону свободной торговли на территории, прилегающей к Нагорному Карабаху.
Сопредседатели Дартмутской конференции представили документ «Конкретные шаги для Дартмутской группы», в котором были определены меры по укреплению доверия, требующие поддержки Минской группы ОБСЕ. Эти меры включают: расширение контактов между людьми; свободную экономическую зону; свободную (открытую) деревню; обмен архивными документами о работе и проживании; прекращение враждебной пропаганды.
В дополнение к этим мерам по укреплению доверия были предложены конкретные шаги: совместные акции конфликтующих сторон по противопожарной безопасности на линии конфронтации; обмен визитами между жителями конфликтующих регионов; более полное использование возможностей НПО, в частности, обеспечение постоянных трансграничных контактов.
В плане регулярной работы со СМИ предлагались: поощрение понимания того, что нет альтернативы совместной жизни азербайджанского и армянского народов; обеспечение точной и объективной информации о событиях в каждом из регионов и обществ; совместные статьи о сохранении культурных памятников; совместная информация о гуманитарных проектах, таких как деятельность мечети в Ереване; более полное и широкое информирование общества о подходах и достижениях Дартмутской конференции.
Поступили также предложения по организации конференций и встреч как в Нагорном Карабахе, Азербайджане, Армении, так и в других странах мира для обсуждения Карабахской проблемы в контексте Дартмутского соглашения 2005 года. Было предложено организовать летние совместные лагеря для армянских и азербайджанских детей по типу проекта «Семена мира», ТВ-программы, отражающие гуманитарные отношения между азербайджанцами и армянами для пропаганды дружеских отношений между двумя народами, посещения культурных памятников и кладбищ с каждой стороны, публикацию совместных аналитических статей об основных положениях совместного Дартмутского соглашения 2005 года. Было принято решение подготовить издание книги по Дартмутской конференции со статьями сопредседателей и участников конференции.
Сопредседатели Дартмутской конференции, Гарольд Сондерс и Виталий Наумкин, заявили о своих планах посещения Нагорного Карабаха, Азербайджана, Армении в 2007 году, отметив большую продуктивность такой их поездки весной 2006 года.
Фонд стратегической культурыwww.fondsk.ru
Возврат к списку
Другие материалы автора