
С БАКУ ГОВОРЯТ ОБО ВСЕМ, КРОМЕ АРЦАХА
В Брюсселе Никол Пашинян положил начало процессу переговорного отступления от Арцахского вопроса, говоря с Алиевым о чем угодно, только не об Арцахе. Это тот самый лидер, который в августе 2018 года обещал народу за его спиной ничего не подписывать по вопросу Арцаха, но который даже президента и министра иностранных дел своего государства не информирует, о чем ведет переговоры с врагом.
ТО, ЧТО ПОДПИСАЛА ВПАДАЮЩАЯ В ПСИХОЗ от слова «капитуляция» власть, как выясняется, не стоит даже соглашения о прекращении огня, поскольку на международных площадках ни слова не слышно о периодических провокациях против Арцаха, о жертвах среди военных и особенно среди гражданского населения. При этом трехстороннее заявление от 9 ноября еще пытаются представить, как основание для спасения остальной части Арцаха или десятков тысяч военнослужащих.
Налаживание сообщения между Азербайджаном и Нахиджеваном через территорию Армении – в повестке Брюсселя, обсуждение статуса Арцаха или сроков возвращения наших пленных в ней не значится. Таков переговорный подход Пашиняна: вести их с понурой головой, без чувства собственного достоинства, беспрекословно. Тогда как пленения за прошедший год десятков военнослужащих и мирных жителей, как и захвата территории Армении уже было достаточно, чтобы не только не идти на новые договоренности, но и заморозить выполнение других пунктов.
Говоря о трех заявлениях, подписанных Николом Пашиняном в трехстороннем формате, не следует забывать, что все эти документы навязаны нам под угрозой войны, и, согласно общеизвестным принципам международного права, не могут считаться действительными. Другой вопрос, что в условиях полного отсутствия национальной стратегии и профессиональной дипломатии, тотального государственного и общественного провинциализма, к сожалению, было сделано все, чтобы их реализация стала необратимой.
Между тем у Пашиняна был ряд возможностей хотя бы частично избавить государство от своего и без того катастрофического наследия. В начале и во время войны, в день подписания документа 9 ноября, в последующие месяцы – извинения перед армянским народом, затем отставка и уход из власти под предлогом отсутствия у него полномочий принимать решения вместо президента Арцаха, стали бы крепким внутригосударственным, а затем и международным основанием восстановить пошатнувшуюся роль Арцаха.
Кто бы вместо него ни стал переходным премьер-министром, он изначально представил бы Арцахский вопрос в выгодном свете – до внеочередных выборов. Тем самым армянский народ продемонстрировал бы, что не закрывает страницу статуса и самоопределения Арцаха и после войны с новой силой берется за это дело. Брюссельская пощечина, к сожалению, оповестила о старте прямых армяно-азербайджанских переговоров без Степанакерта.
Для Никола Пашиняна выше Конституции не только трехстороннее заявление от 9 ноября, но и фактически противоречащее преамбуле Основного закона и Декларации о независимости устное соглашение с Анкарой. Ни один документ, ставящий под удар суверенитет Армении, не прошел через парламент или Конституционный суд, которые, увы, также стали звеньями в цепи единоличного правления.
Политики старого поколения хорошо помнят известное решение Верховного Совета Арм.ССР и облсовета НКАО от 1 декабря 1989 года о воссоединении, решение Верховного Совета РА от июня 1992 г. о запрете подписания любого документа, фиксирующего Арцах в составе Азербайджана, даже депутатам первого созыва Верховного совета, избранным от территориальных округов Арцаха.
Пашинян начал противоположную политику – окончательного отчуждения Арцаха от Армении, и реализует ее быстрыми темпами.
Давид Саркисян
www.golosarmenii.am
Возврат к списку