
ВО ИМЯ ТУРЕЦКИХ ИНТЕРЕСОВ
В ходе состоявшейся в Брюсселе встречи Никола Пашиняна с президентом Азербайджана стороны подтвердили договоренность о строительстве железной дороги Ерасх – Джульфа – Ордубад – Мегри – Горадиз. Об этом Пашинян заявил на заседании армянского правительства в четверг, передает АРКА. "Эта договоренность была зафиксирована 26 ноября в Сочи в ходе встречи при посредничестве президента РФ Владимира Путина и на встрече в Брюсселе при посредничестве председателя Евросовета Шарля Мишеля", – отметил он.
ПАШИНЯН ПОДЧЕРКНУЛ, ЧТО ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА будет действовать согласно международно принятым пограничным и таможенным нормам по принципу взаимности, суверенитета и юрисдикций стран. Он отметил, что Армения посредством этой железной дороги получит доступ к Ирану и России, а Азербайджан - железнодорожную связь с Нахиджеваном.
Но невозможно умолчать. Сразу после подписания трехстороннего заявления в прошлом году с фиксацией в документе в том числе и темы разблокировки коммуникаций в регионе, возник простой вопрос: понятно, зачем это нужно Азербайджану и Турции, но на что надеется Армения? Конечно, как сейчас, так и год назад власть указывала на то, что в случае реализации этого проекта Армения получит возможность железнодорожного сообщения с Россией и Ираном. Но если тогда такой вариант представлялся утопичным в силу ряда факторов, то теперь и вовсе абсурдно всерьез воспринимать подобную перспективу.
К примеру, надо обладать слишком богатым воображением, чтобы представить беспрепятственное, безопасное прохождение железнодорожных составов по сотням километров азербайджанской территории из Армении в РФ и обратно. Трудно было это представить в конце 2020-го, а сегодня и вовсе невозможно хотя бы в силу горького опыта уже полугодового азербайджанского присутствия на 20-километровом участке межгосударственной дороги Горис – Капан. Если кто забыл, то напомню, как СНБ РА призывало проезжающих по этому участку граждан Армении двигаться не останавливаясь, связываться по телефону в случае пленения азербайджанцами. Стоит вспомнить и историю с арестом иранских водителей…
Пашинян говорит, что Армения получит железнодорожную связь с Россией и Ираном, а Азербайджан свяжется с Нахиджеваном. При этом забывает отметить, что безопасность азербайджанского передвижения по территории Армении будет обеспечивать российская сторона, тогда как вопрос безопасности армянского передвижения по азербайджанской территории вообще никак не рассматривается.
Есть у вопроса «на что надеется Армения?» и сугубо экономический аспект. Тут вообще сплошной туман. Примерно месяц назад министр экономики Ваан Керобян в кулуарах бизнес-форума "Армяно-российское экономическое сотрудничество» заявил, что разблокировка коммуникаций в течение двух лет принесет Армении рост ВВП в 30%. «Это не только наши исследования, но и Всемирного банка, Азиатского банка развития", – подчеркнул он.
КОНЕЧНО, 30-ПРОЦЕНТНЫЙ РОСТ ВВП – жалкий эффект от разблокировки, к тому же реалистичный лишь в случае идеальной стабильности в регионе. Но вопрос даже не в этом. Тот же Керобян сегодня говорит, что в зависимости от того, когда будут введены в эксплуатацию автомобильные и железные дороги, станет ясно, каким будет экономический эффект от разблокировки коммуникаций. То есть, месяц назад министр просто врал о том, что есть конкретные исследования, расчеты и прогнозы.
Пожалуй, не стоит недооценивать последнее заявление Керобяна. Оно, по сути, свидетельствует о том, что, входя в процесс разблокировки транспортных коммуникаций по указанной схеме, армянская сторона представления не имеет о собственных, в частности, экономических интересах. То есть, Ереван уступает то, что необходимо Баку, даже не зная, что необходимо ему самому. Результат подобной позиции более чем прогнозируем: Азербайджан получает все, а Армения – ничего. Уж не говоря о том, что наша страна теряет.
Правительство РА имело в своем распоряжении целый год, чтобы подсчитать плюсы и минусы навязанного Азербайджаном и Турцией проекта разблокировки коммуникаций. Целый год вопрос обсуждался в формате трехсторонней комиссии на уровне вице-премьеров. И за все это время так и не выяснилось, на какой экономический эффект может рассчитывать Ереван в случае разблокировки. В этих условиях полной неопределенности относительно собственных интересов Армения вступает в судьбоносную сделку – фактически, во имя азербайджано-турецких интересов.
Ара Меликсетян
www.golosarmenii.am
Возврат к списку