• am
  • ru
  • en
Версия для печати
25.11.2021

МИРАЖ ВСЕОБЩЕГО БЛАГОСОСТОЯНИЯ

   

Фонд "Луйс" исследовал результаты экономической политики правительства

В конце июля 2018 года Никол Пашинян дал свою первую пресс-конференцию на посту премьер-министра.

В ТО ВРЕМЯ НИКТО ИЗ НАС ДАЖЕ В СТРАШНОМ СНЕ НЕ МОГ ПРЕДСТАВИТЬ СЕБЕ, что пройдет чуть больше трех лет и он даст пресс-конференцию, на которой уже будут звучать вопросы, касающиеся границ нашего государства, оккупации территории суверенной Армении, делимитации и демаркации границ, пленных армянских солдат, возможности признания Арцаха в составе Азербайджана и предоставление последней сухопутной дороги через территорию нашей страны под соусом разблокировки коммуникаций. Та пресс-конференция собрала сотни журналистов в здании правительства, а нынче тот же Пашинян избегает прямого общения со СМИ, предпочитая онлайн версию мероприятия, что позволяет заранее выбирать и ознакомиться с вопросами.

Но в июле 2018 года Армения была безопасной страной, и потому многих интересовало будущее экономики страны. А именно – какую конкретно экономическую политику намерено вести новое правительство. Поэтому как раз с ответа на этот вопрос и начал тогда свою пресс-конференцию Н.Пашинян, заявив, что ключевой целью экономической политики нового правительства Армении является создание инклюзивной экономической модели. Направлена она будет на повышение благосостояния всего населения, обещал премьер, объяснив, что этим она и будет отличаться от прежней экономической модели.

"До революции у нас действовала экономическая система, в которой конкретные области, отдельные виды экономической деятельности имели ограниченный уровень доступа. В итоге, лишь ограниченное число людей получало возможность, скажем так, создавать большую долю ВВП. Смысл же инклюзивной экономической модели в том, что эти ограничения не должны более существовать, а экономические сферы и формы хоздеятельности должны быть доступны для всех", – говорил он.

Главное, к чему будет стремиться правительство, продолжил Пашинян, – обеспечить равное конкурентное поле в бизнес сфере, а также вернуть государству награбленные, по его формулировке, средства и за счет этого увеличить госдоходы. По каким конкретно направлениям они будут далее расходоваться, станет ясно по мере генерирования дополнительных доходов в бюджет. Однако, уверял он, приоритетными будут вопросы повышения пенсий, зарплат и (!) обеспечение безопасности страны. При этом основная задача для правительства, говорил Пашинян, – не прибегать для решения этого вопроса к увеличению госдолга, который и без того приблизился к максимальной отметке, предусмотренной законом.

Провал, еще раз провал

Итак, нам обещали повысить уровень благосостояния граждан страны и эффективно управлять общественными финансами. О том, насколько это удалось, точнее, удалось ли вообще, проанализировано в опубликованном на днях исследовании фонда "Луйс".

В ЭТОМ МАСШТАБНОМ ДОКЛАДЕ ПРОАНАЛИЗИРОВАНЫ результаты по ключевым направлениям экономической политики, принятой правительством Армении после смены власти в 2018 году. Здесь также представлены основные экономические приоритеты, обозначенные правительством на ближайшие годы, и проведена оценка того, насколько они реалистичны в свете проводимых шагов.

"Как свидетельствуют результаты исследования, начиная с 2018 года правительству не удалось добиться существенных успехов по части обозначенных экономических целей, а некоторые из них и вовсе были полностью провалены. С другой стороны, представленные правительством Армении цели для достижения на ближайшие годы чересчур оптимистичны, а зачастую – нереалистичны, что делает довольно рискованным перспективы восстановления армянской экономики и увеличивает вероятность провала правительства. Причем, указанная среда риска формируется в основном из-за неэффективного управления и неспособности исполнительной власти достичь обозначенных целей", – говорится в исследовании.

Во всем мире одной из главнейших целей государственной экономической политики является, по сути, стимулирование экономического роста – как в краткосрочном, так и долгосрочном горизонте. Однако ориентация на высокий экономический рост сама по себе недостаточна для обеспечения экономического развития страны.

Качество этого роста – вот на что нужно акцентировать усилия, отмечают авторы исследования. Это значит, что необходимо вести такую экономическую политику, в результате которой факторы, формирующие рост, будут перманентными и будут генерировать добавленную стоимость, стимулируя тем самым расширение экономического потенциала. Причем, говоря о росте экономики, имеется в виду как структура этого роста, так и его инклюзивность. То есть вектор должен быть направлен на повышение благосостояния всего населения, что, собственно и обещал в свое время Пашинян.

А что имеем сейчас?

"Экономический рост в 2018-2019гг. находился в рамках установленных правительством целей, составив 5,2% и 7,6% соответственно. Однако зафиксированный в эти годы рост экономики не имел высокого качества – ни с точки зрения своей структуры, ни в контексте инклюзивности", – говорится в исследовании.

ПОСЛЕ 7,5%–го РОСТА ПО ИТОГАМ 2017 ГОДА, в первом полугодии 2018 года (до смены власти) в сравнении с аналогичным периодом предшествующего года удалось добиться ускорения роста на 3,6 процентных пункта – до 10,5%. Но уже во втором полугодии 2018 года (после прихода к власти правительства Пашиняна) темп роста экономики начал резко падать, в результате чего правительству не удалось достичь прогрессивного темпа роста в сравнении с предыдущим 2017 годом.

Более того, в период с 2018-2019 гг. экономический рост был в основном обусловлен сферой услуг, что уж явно не способствовало созданию добавленной стоимости и улучшению качества жизни граждан. Тем более, если учесть, что в 2018 году основным драйвером роста экономики выступила сфера азартных игр и букмекерской деятельности, а в 2019 году в основе лежал рост финансовых услуг, обусловленный резким увеличением объемов потребительского кредитования.

Как отмечается в исследовании, в 2018-2019 гг. в результате вышеуказанных факторов правительству не удалось обеспечить также и инклюзивность экономического роста. Об этом свидетельствует коэффициент Джини (показатель расслоения общества по уровню доходов), согласно которому неравенство распределения доходов в сравнении с 2017 годом углубилось примерно на 6,1%.

"Поэтому не удивительно, что в условиях провальной экономической политики властей, зафиксированные в Армении в 2020 году шоки (Covid-2019 и Арцахская война) привели к резкому падению роста – на 7,4%. Причем, падение наблюдалось практически во всех отраслях экономики. Неудивительно также и то, что в условиях экономического роста предыдущих двух лет, базирующегося на потреблении, в 2020 году та же сфера потребления сократилась на 10,1%, оказав отрицательное воздействие на ВВП в размере 9,7 процентных пункта. При этом частное потребление сократилось на 20,1%, также сказавшись на падении ВВП, негативное влияние которого оценивается в 11,5 процентных пункта. Инвестиции, и без того находящиеся, к сожалению, на низком уровне, сократились на 8,6%, что способствовало падению ВВП на –1,4%", – в цифрах анализируют ситуацию эксперты фонда "Луйс".

Девиз правительства – в любой непонятной ситуации надо брать в долг

Экономический рост продолжает вызывать беспокойство и в 2021 году. Так, по итогам первого полугодия был зафиксирован рост всего лишь на 5,0% в сравнении с тем же показателем прошлого года, что сопровождалось замедлением темпов роста в течение года. К тому же, если учесть падение нашей экономики на 5,5% в первом полугодии 2020 года, то достигнутый в этом году показатель никоим образом не может считаться восстановлением экономики.

"ТАКИМ ОБРАЗОМ МОЖНО КОНСТАТИРОВАТЬ, что, хотя и в 2018-2019 гг. правительство формально обеспечило цифровую реализацию экономического роста, зафиксированные показатели не имели высокого структурного и инклюзивного качества, в результате чего под воздействием шоков 2020 года был зарегистрирован глубокий спад. Что касается этого года, то медленные темпы восстановления экономики создают дополнительные основания для беспокойства, учитывая, с одной стороны, предыдущий неудавшийся опыт ведения экономической политики нынешнего правительства. А с другой – тот факт, что последствия негативных шоков продолжаются в 2021 году, и они оставят свой след также и в ближайшие годы", – прогнозируют авторы доклада.

В сфере общественных финансов, как констатировали эксперты фонда "Луйс", правительство также не сумело вести эффективную политику – как в докризисный, так и в кризисный и посткризисный периоды.

Напомним, что на своей первой пресс-конференции Пашинян утверждал, что основная задача для правительства – не прибегать к увеличению госдолга. Так, насколько справилось правительство с этой задачей? Достаточно сказать, что Армения за 28-летнюю историю с момента обретения своей независимости привлекла заимствований на сумму в размере порядка 6,8 млрд долларов. А после прихода к власти Пашиняна "умудрилась" нарастить госдолг на 2 млрд 106 млн. долларов. Причем, за январь-сентябрь 2021 года госдолг с 7 млрд 508,5 млн. долларов (к концу 2020 года) возрос до 8 млрд 564,5 млн. долларов, то есть примерно на 1 млрд 056 млн долларов, или на 14,1%.

"Продолжающееся воздействие неэффективного управления крайне негативно сказалось на экономике страны и качестве жизни ее граждан: от провала повестки структурных экономических преобразований до благосостояния населения. Речь, в частности, о невыполнении обещаний по обеспечению роста реальных доходов людей, низкой выполняемости госполитики по стимулированию экономики и накоплению рисков, угрожающих макроэкономической стабильности страны", – резюмировали авторы исследования.

Эдита Караханян
www.golosarmenii.am


Возврат к списку