• am
  • ru
  • en
Версия для печати
12.09.2021

ДИАСПОРА ПОЛНОСТЬЮ ОТЧУЖДЕНА ОТ АКТУАЛЬНОЙ ПОВЕСТКИ

   

Чем чаще говорится о необходимости увеличения доли участия и роли различных кругов армянской диаспоры во внутриармянской жизни, тем более разочарованные импульсы поступают из Спюрка. Более или менее успешно государству удалось, особенно с конца 1990-х годов, направить отношения с диаспорой в упорядоченное, институциональное русло. Сегодня пропасть непонимания и недоверия между матерью-Родиной и диаспорой, более чем когда-либо, углубилось.

МЕЖДУ ТЕМ ЗАОЧНО АКТИВНЫМ ПОБОРНИКОМ И УЧАСТНИКОМ бархатной революции 2018 года выступили также известные круги диаспоры – деятели искусства, предприниматели, общественные деятели, которые, кстати, со всеми своими оговорками не только тесно сотрудничали с прежними властями, но и получали от них звания и ордена. Образом революционных армян из диаспоры стали выступающие с трибун Серж Танкян и Арсине Ханджян, но подобных деятелей три года назад было довольно много.

Стоит вспомнить, с каким восторгом и воодушевлением восприняли слухи об отставке премьер-министра Сержа Саргсяна и о смене власти в диаспоре – от политических и благотворительных структур до отдельных представителей интеллигенции. Предприниматели из диаспоры давали восторженные интервью, публично выступали, утверждая, что, как заверил Никол Пашинян с революционной трибуны, очень скоро в Армении откроются широкие возможности для действий.

Действительно, в ряду оставшихся невыполненными обещаний апреля-мая 2018 года особо важным выглядел тезис об активном участии армянских предпринимателей из диаспоры в армянской экономике. Параллельно в отношении крупных благотворителей осуществлялся черный пиар на предмет того, что они якобы покровительствовали прежним властям и действовали в привилегированных условиях.

Сегодня уже очевидно, что в их ряду – Эдуардо Эрнекян, Джеймс Туфенкян, Самвел Карапетян, Рубен Варданян, Вардан Срмакеш и другие – не произошло каких-либо существенных изменений. Фактически, с тем же успехом можно утверждать, что эти крупные предприниматели пользуются также высоким покровительством нынешней власти, и их привилегированный статус продолжается.

Никол Пашинян обещал, что инвестиции из диаспоры будут расти в разы, вместо этого произошло прямо противоположное: физический объем инвестиций за последние три года сократился. Много раз говорилось о том, что ни один иностранец, в том числе предприниматель из диаспоры, даже местный инвестор, каким бы он ни был патриотом, не станет делать инвестиций, учитывая имевшие место за прошедшие три с половиной года перепады почти во всех сферах нашей жизни.

Попытаемся вспомнить: внеочередные выборы в Совет старейшин Еревана (сентябрь 2018 года), роспуск парламента под аплодисменты толпы и освобождение министров от должностей прямо на улице (октябрь 2018 года), внеочередные парламентские выборы (декабрь 2018 года), преследования судебной власти, блокада входов и выходов судов, преследования председателя и судей КС (с мая 2019 года по сей день), эпидемия коронавируса, проваленные свергнутое чрезвычайное положение и карантин (с марта 2020 года), назначенный конституционный референдум, агитационная кампания и его отмена (февраль-март 2020-го).

В конце концов, 44-дневная катастрофическая война и позорное поражение, масштабные оппозиционные акции, а затем внеочередные парламентские выборы. Сейчас, кажется, решившие все проблемы, власти готовятся к конституционному референдуму. Какой крупный бизнесмен будет руководствоваться этой презумпцией безумия, и в условиях постоянной неопределенности и нестабильности инвестирует в Армению?

Давид Саркисян
www.golosarmenii.am


Возврат к списку